Ирина Александровна – бабушка второклассника Саши. Обычно именно она собирает внука в школу. Эта обязанность лежит на ней, потому что Сашины родители уходят на работу совсем рано. Уходя, мама будит бабушку, та поднимается, ставит на плиту чайник и спешит растолкать Сашу. Его никаким будильником не разбудишь. Только когда бабушка стаскивает одеяло, Саша неохотно просыпается и в полудрёме садится в кровати. Но бабушка на провокации не поддаётся и подгоняет его, заставляя надевать носки, штаны, рубашку. Надевая пиджак, Саша, наконец, просыпается и идёт в кухню пить чай. Потом бабушка провожает внука до школы, зорко следя, чтобы он аккуратно переходил дорогу и не заглядывался по сторонам. Но теперь Саше несколько дней придётся самому за собой следить, потому что бабушка вчера поскользнулась на обледеневшем тротуаре и потянула ногу.
Конечно, Саша сегодня долго собирался в школу. И, конечно, он опоздал. И, конечно, Татьяна Ивановна не посчитала уважительной причиной то, что бабушка не смогла Сашу проводить, поэтому он не успел дойти вовремя. Но бабушке его она посочувствовала.
— На улице очень скользко, ребята. Это гололедица. Помните, мы с вами учили стихи:
«Не идётся и не едется, потому что гололёдица». И на дорогах гололёд. Так что ходите, ребята, осторожно.
— А чем гололедица отличается от гололёда? – заинтересовался любопытный Антон.
— Да это одно и то же, — объяснил ему Вася, а Татьяна Ивановна хитро прищурилась.
— Вот сегодня к нам на классный час придут очень интересные гости, специалисты в данной области. У них и спросите. Кстати, на классном часе у нас будет диспут «Как бороться с гололёдом и гололедицей».
Интересные гости оказался дворником Сергеем Ильичом и школьным сторожем Иваном Ивановичем. Все ребята их хорошо знали и побаивались, потому что они не любили беспорядка и сердились, когда ребята озоровали. Второклассники притихли на своих местах, и вопросы интересным гостям задавать не спешили. Пришлось Татьяне Ивановне придти им на помощь.
— Ты, Антон, о чём-то хотел спросить у Сергея Ильича и Ивана Ивановича. Так спрашивай, они тебе всё объяснят и о гололёде, и о гололедице.
— Я просто хотел узнать, что это такое, но мне уже Вася объяснил, что это одно и то же, — смутился Антон и опустил голову.
— Вася неправ, — степенно сказал Сергей Ильич. – Гололёд – слой гладкого льда, а гололедица – бугристого. Гололёд наблюдается при температуре от нуля до минус десяти градусов, а гололедица – при понижении температуры после оттепели. Гололёд образуется при намерзании на поверхность осадков, а гололедица – когда на поверхности земли замерзает талая вода.
— Кроме того, гололёд бывает на проводах, ветвях, земле, а гололедица – только на поверхности земли, — дополнил его Иван Иванович.
Ребята были потрясены. Да, перед ними, очевидно, сидели специалисты в области гололёда и гололедицы.
Татьяна Ивановна, довольная эффектом, улыбнулась.
— Ну, а сейчас, ребята, мы проведём обещанный диспут. Диспут – это когда понарошку спорят. Вы у меня любите спорить, вот сегодня у вас есть возможность этим заняться.
Спорить мы будем о том, как бороться с гололёдом и гололедицей. Кстати, вы знаете, как с ними бороться?
— Тротуары песком посыпать, — решив реабилитироваться за «гололедицу», выпалил Вася.
— Лучше солью, — добавил Саша.
— Вот и прекрасно. Та половина класса, которая сидит ближе к окну, будет спорить с Иваном Ивановичем. Вы будете его убеждать, что дорожки надо посыпать песком, а он вам возражать. А та половина класса, которая сидит ближе к двери, будет доказывать Сергею Ильичу, что дорожки надо посыпать солью. Всё понятно?
Ребятам всё было понятно, однако спорить со старшими они всё-таки побаивались. Но диспут есть диспут, и Катя на правах внучки Ивана Ивановича первая подала свою реплику.
— Лёд на тротуарах надо посыпать песком, потому что его легко достать.
— Не так уж легко, положим, — усмехнулся Иван Иванович. – Но, главное, песок разносит ветром.
— Зато золу не разносит. Можно золой посыпать. Или мелкими камнями, — вступили в спор и другие ребята.
— Зола попадает в лёгкие и не годна ко вторичному использованию. А гравий и каменная крошка довольно дороги, хотя их можно использовать вторично, — парировал Иван Иванович.
Больше у ребят идей не было. Оказывается, спор – это не такое весёлое дело, как им казалось раньше. А вторая часть класса уже «спорила» с Сергеем Ильичом.
— Соль лучше всего расплавляет лёд, на дорогах её обязательно использовать, чтобы машины не скользили!
— Но соль вредит автомобильным шинам.
— Ну, тогда не дорогу, тогда тротуар можно посыпать солью, люди не будут падать и ломать руки и ноги!
— Но соль вызывает аллергию.
— Соль не разлетается, как песок!
— Но она приводит к коррозии труб, проводов, мостов.
— Соль не так пачкается, как песок.
— Зато она гораздо вреднее для обуви и лап животных.
Идеи у ребят иссякли. Никому не хотелось, чтобы животные повреждали лапы.
— А что же делать? – огорчённо спросила Лена. – И соль, и песок очень вредны, оказывается. Как же лёд убирать?
— А убирать лёд обязательно надо. А то моя бабушка вчера утром упала на тротуаре, когда меня в школу провожала, — пожаловался Саша.
— Ну, тут уж ничего не поделаешь, Саша. Пусть поскорее выздоравливает. Посоветуй ей наждачную бумагу к подошвам приклеить, чтобы не скользить. А единственный безвредный способ борьбы с гололёдом и гололедицей – это вовремя счищать снег и не давать образовываться льду, — ответил ребятам Иван Иванович.
А Сергей Ильич добавил, видя, что второклассникам этот способ не очень нравится:
— Есть другие способы, которые тоже не наносят вреда окружающей среде. Например, в Швеции мелкий песок смешивают с очень горячей водой и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. А во Франции в некоторых городах на тротуарах устанавливают электрические автоматически регулируемые противообледенительные системы. Но всё это дорогостоящие способы. Поэтому я лично главным оружием в борьбе с обледенением тротуаров считаю лом и лопату.
Интересный у второго «Б» классный час получился. И поспорили, и много нового о гололёде и гололедице узнали.
Отзывы о сказке / рассказе: