Ирина Токмакова — Аля, Кляксич и буква А: Сказка

1

Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание!

Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала руками и что-то кричала.

— Что с тобой, что случилось? — изумилась Аля.

Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:

— Кляксич!

— Ничего не понимаю! — сказала Аля.

— Да Кляксич же! — воскликнула буква А. — Отвратительный Кляксич пробрался в Букварь. Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моем месте стоит жирная клякса — его племянница.

Тут добрая трудолюбивая буква А расплакалась.

— Вот тебе и на! — поразилась Аля. — Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!

— Что уж тут придумаешь! — возразила буква А. — Ты ведь даже свое письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что ее никто не найдет. Как тогда Аля подпишет свое письмо? Я — хозяин Букваря!»

Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймет, кто написал ей письмо?

— Знаю, знаю! — вдруг закричала Аля. — Мы с тобой отправимся в Букварь, разыщем Кляксича и сотрем его ластиком. Правильно?

— Еще как правильно! — обрадовалась буква А.

Взявшись за руки, Аля и буква А направились прямо в Букварь. У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. У нее через плечо висела на ремне огромная корзина.

— Будете брать бублики? — спросила она.

— Да какие там бублики! — запротестовала буква А. — У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!

— Бросьте, — сказала буква Б, не трогаясь с места. — Берите белые бублики и баранки. Быстрее.

Буква Б была ужасно толстая, Аля и буква А никак не могли ее обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую:

О О О О О О О О О О О О О О О О

Но буква Б по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:

— Больше! Больше!

У них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.

Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы Б бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква А не попадут в Букварь, и все. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!

2

Ну, наконец-то буква Б отступила! Аля и буква А вошли в ворота. За воротами зеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щелкая кнутом, ходил вопросительный знак.

— Ты не видал Кляксича? — спросила у него буква А.

— Кляксича? — вопросительный знак почесал в затылке. — Как же. Кляксича видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?

И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно.

От этого пастуха толку не добъешся! Скорей на вокзал!

На вокзале буква В в кондукторской фуражке с красным донышком покрикивала на пассажиров.

— В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон? — спросила она у Али. — Ваши вещи?

Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.

— Великолепно! — почему-то обрадовалась буква В.

Только они вошли в вагон и отыскали свои места, как поезд тронулся. Они уселись поудобнее. Колеса застучали по рельсам. За окнами замелькали домики и деревья.

Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич (кто же еще?) унес рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья!

Буква А тут же впала в отчаяние. Аля принялась ее утешать:

— Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Они нас выручат из беды. За работу, дорогие читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно почините домики и насадите побольше елочек: дороге нужна лесозащитная полоса!

3

Пути починили. Поезд долго ехал без остановок. Аля задремала. Букве А не спалось, она волновалась.

Наконец поезд подошел к перрону.

Аля и буква А вышли из вагона. Уже смеркалось. Горели фонари.

Они решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с голубыми гардинами на окнах. На подоконниках в глиняных горшочках цвела герань.

Из раскрытых окон до прохожих доносилось громкое пение:

Глупый гном глядел, глядел,
Громкий горн гудел, гудел,
Громче горна грохнул гром,
Громче грома гаркнул гном.

Догадались, чей это был домик? Ну конечно, в этом домике жила буква Г.

— Что это за глупая песня? — спросила Аля у буквы А.

— Ничего удивительного, — ответила буква А. — Глупость с какой буквы начинается? Вот видишь — с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться глупой.

Они постучали и вошли.

Буква Г была в голубом халате и голубых домашних туфлях.

— Кляксич? — переспросила она, когда узнала, о чем идет речь. — Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу. «Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего отстало пассажиров?» Нате бумагу и решайте, а то не услышите от меня ни слова.

Аля поняла, что Г не переспоришь, и моментально написала 1 + 1 = 2. Это же была самая пустяковая задача на свете!

— Глубоко ошибаетесь, — сказала буква Г. — Ответ не сходится. Он не сходится, если идти пешком, и он не съезжается, если ехать поездом. А раз вы ничего не смыслите в арифметике, то нечего вам тут ходить и вынюхивать про Кляксича. Ничего я вам не скажу.

И буква Г опять запела свою глупую песенку.

Они ушли, так ничего и не выяснив. Буква А снова расстроилась, а Аля крепко сжимала в руках резинку и надеялась, что все еще уладится.

Когда они спускались с голубого крылечка, буква Г высунулась из окошка и закричала им вдогонку:

— Ноль! В ответе будет ноль! Если пассажир отстал от поезда, то он уже не пассажир, а растяпа! Понятно вам?

Взошла луна. Настала самая настоящая ночь. Только в одном, самом высоком доме горело крошечное окошечко под самой крышей.

— Пойдем попросимся переночевать, — предложила Аля. — Ты не знаешь, кто живет там наверху?

— Знаю, — сказала буква А. — Там живет буква Д. Ее зовут Добрая Дуня. Она-то пустит нас переночевать, только в ее доме нет лифта, и нам придется идти пешком.

— Не беда, — сказала Аля. — Мы станем отсчитывать этажи, а читатели будут записывать, чтобы мы не сбились со счета.

Они открыли старую скрипучую дверь и двинулись вверх по темной лестнице. 1-й этаж. 2-й. Написали? 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й, 10-й.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Пришли! Постучали. Буква Д — Добрая Дуня — крикнула из-за двери:

— Входите, не заперто!

— Здравствуй, А, душечка, — обрадовалась Дуня. — Кого это ты привела ко мне в гости?

Аля пожала пухленькую ручку Доброй Дуни и назвала себя:

— Аля.

Дуня тоже пожала Алину руку, улыбнулась и запела песенку:

Дикий удод наклевался ягод. Умный удод — он наелся на год. Наелся удод — и песни поет Ясные летние дни напролет.

Аля удивилась, но постеснялась спросить, что эта песенка значит. Поэтому догадываться вам придется самим.

Буква А стала рассказывать Дуне про Кляксича, но Дуня ее перебила.

— Знаю, — сказала она. — Кляксич утром был здесь. Грозил всем буквам, что заменит их кляксами, если они впустят букву А обратно в Букварь. Он еще хвастался, что уже поссорил некоторые буквы между собой. Кляксич рассказывал это своим приятелям Помарке и Описке, а я вышла на балкон и все слышала.

— Куда же они девались потом? — спросила Аля.

— Потом они вместе отправились к букве Л, чтобы схватить ее и засадить под замок. Некоторые буквы боятся и слушаются Кляксича. Но только не я. Я-то знаю, что на свете самая добрая вещь — это дружба.

— Ты не заметила, по какой дороге они пошли? — спросила буква А.

— По-моему, вон той дорогой, через лес, к букве Л. Отдохните немного, поешьте, я сейчас угощу вас дыней.

Аля и буква А прилегли на диван. Дуня отправилась в кухню. Она стучала тарелками и ножами и тихонечко напевала:

Доброе утро, новенькая яхта,
Утро доброе, синяя волна!
Новенькая яхта, а вон там в горах-то
Ясная звездочка все еще видна!

«Что за странные песенки поет Дуня?» — опять подумала Аля, так и не догадавшись, в чем дело. Ну, а вы догадались? Если нет, еще раз прочтите Дунины песенки и обратите внимание на первые буквы в начале каждой строки.

4

Рано утром Аля и буква А пошли прямо через поле к лесу. На опушке леса стояла старая, завалившаяся набок избушка.

В ней жили две бедные старушки Е и Ё. Они были от рождения страшно забывчивы и рассеянны. Они вечно теряли вещи, деньги, роняли кошельки, забывали сумки. Когда кто-нибудь находил их добро и приносил им, они уже ничего не помнили. Если спрашивали у Ё: «Это ваше?» — она качала головой и говорила: «Наверное, ее». Спрашивали у Е: «Это ваше?» — она тоже качала головой и говорила: «Наверное, ее». Что же было делать? Соседи брали вещи себе, а Е и Ё тут же об этом забывали.

Путники не стали заглядывать к рассеянным Е и Ё. Они все шли и шли по лесу, пока не увидели очень странное сооружение.

Это была, видимо, землянка, но вход в нее был замаскирован, двери они не нашли.

— Кто здесь живет? — спросила Аля громко.

— Мы, — ответили ей два голоса одновременно.

— Кто вы такие?

— Мы не знаем, — ответили голоса. — Мы каждый день меняемся. Один день мы Журавль и Заяц, другой — Жаба и Зебра, третий — Жук и Зяблик.

— А кто вы сегодня?

— Мы сегодня Жужелица и Землеройка.

«Что это за буквы?» — подумала Аля, но сразу не сумела сообразить.

— Выходите же, нам надо поговорить, — сказала она, надеясь, что когда увидит их, то поймет, какие это буквы.

— Мы не выйдем, — ответили оба голоса.

— Почему?

— Мы стесняемся.

— Тогда хоть скажите, как найти букву Л?

— Идите направо. Отсчитайте пять шагов. Потом идите налево, считайте в обратном порядке. Потом от пяти елочек — опять направо. Елочки вам придется нарисовать, потому что наш лес — лиственный. Сделайте десять шагов. Отыщите в заборе калитку. Там живут три буквы. Они скажут.

— Спасибо, сказала Аля этим странным буквам и, повернувшись направо, она вместе с буквой А принялась считать: 1, 2, 3, 4, 5, потом они повернули налево и опять начали считать: 5, 4, 3, 2, 1.
1 2 3 4 5 5 4 3 2 1

— Ну, рисуй елочки, — сказала Аля.

— Мне нечем, — ответила буква А.

— Ой, а где мой карандаш? — испугалась Аля. — Ну конечно! Забыла его у Г, когда решала ее дурацкую задачу. Что же теперь делать?

Они сели на пенек. Буква А тут же ударилась в слезы. Але тоже было невесело.

— Может быть, нас опять выручат читатели? — размышляла она вслух. — Ведь не так трудно нарисовать елочки, если у тебя есть тетрадь и карандаш под руками.

— Ах, не знаю, — всхлипнула буква А. — Подождем.

5

Конечно, Аля оказалась права. Читатели нарисовали все пять елочек.

И вот путешественники остановились перед калиткой в высоком тесовом заборе.

За забором стоял просторный бревенчатый дом. Там жили буква И, буква Ы и буква Й. Букву Й звали Тимофей. И с Ы целыми днями сидели на террасе и спорили, кто из них главнее.

— Я, — утверждала буква И, — потому что я могу сказать слово «микроб».

— Это не так важно, возражала Ы. — А сумеешь ли ты сказать слово «мормышка»?

— Мне и не к чему говорить этот вздор. Я выражаюсь поэтично: «ирис, миндаль, мимоза, миг».

— Не спорю. Зато ты не можешь сказать самого главного слова — «мы».

Так они препирались целыми днями. А когда им надоедало ссориться, они распевали свою любимую песенку:

На полу скребется мЫшка,
Спит в берлоге бурый мИшка,
Этот мишка очень мИл,
Только лапы он не мЫл.

Пока они спорили или пели, Тимофей занимался хозяйством: подстригал усики у гороха, чесал брюшко тыкве и вышивал крестиком.

Аля и буква А вошли в калитку.

На террасе посвистывал большой старинный самовар, на белой скатерти все было накрыто к утреннему чаю.

— Можно? — спросила Аля.

— Милости просим, милости просим, — закивала буква И.

— Мы вам рады, мы вам рады, — вторила буква Ы. — Чайку?

— Тимофей, пожалуйста, еще два прибора, — попросила буква И.

За чаем выяснилось, что Кляксич с дружками проходил тут еще вечером.

Дома был только один Тимофей. Тимофей понял из их разговора, что они отправились на левый берег реки Чернилки к букве Л и собираются ее схватить. Зачем и за что, он не понял. Они велели Тимофею ни в коем случае никому не рассказывать, куда они пошли.

— Очень мило! — воскликнула буква И. — Какой-то негодник, даже не буква, а клякса, будет нами командовать!

— Выскочка! — негодовала буква Ы.

Разузнав дорогу на левый берег Чернилки и поблагодарив хозяев, Аля и буква А двинулись в путь.

6

Скоро показалась речка Чернилка. Она текла между высоких лесистых берегов. Над лиловыми волнами кружились ласточки. Моста, по которому можно было перейти на левый берег, не было. Вчера здесь был ураган. Видно, мост снесло ураганом.

Уровень Чернилки поднялся. О том, чтобы перейти вброд, не могло быть и речи. Вплавь тоже нельзя было перебраться — течение в этом месте было очень быстрое.

— Давай спилим сосну, — предложила буква А. — Перекинем ее на тот берег.

— Интересно, чем же ты будешь пилить? — спросила Аля ехидным голосом.

Буква А стала кричать, чтобы кто-нибудь с того берега пригнал лодку. Но никто не откликался.

Аля придумала, как быть.

— Давай вытряхнем бублики, — скомандовала она. — Мы перекинем строчку с берега на берег и по ней пройдем, как по мосту.

Так они и сделали. Буква А быстро перебежала на ту сторону. Но как только Аля ступила на этот самодельный мост, строчка под ней закачалась и прогнулась. Але стало страшно.

— Надо укрепить мостик палочками! — закричала буква А с того берега.

— Какими палочками, раз у меня нет карандаша? Чем мне написать палочки? Ой! Ой! — У Али закружилась голова. Вот-вот строчка провалится!

Скорее, скорее, не теряя ни минуты, все, у кого есть карандаш и бумага, — целую строчку палочек!..

! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !

Ну вот, Аля перебралась на тот берег. Сколько времени упущено! Они пустились бегом. Добежали до маленького чистенького домика буквы Л. Но что это? Никого нет. Калитка стоит настежь. Двери открыты. В доме — никого. Только сидит в будке и даже не лает собачка Ленточка. Следы многих ног ведут от калитки влево.

Аля и буква А пошли по следам. Следы привели к сараю. У дверей сарая сидели вооруженные до зубов буква К и буква М. Аля сразу обо всем догадалась. Конечно, они стерегут в сарае беднягу Л.

— Куда? — крикнула буква К.

— Нам нужно видеть Л, — сказала Аля. — Эта буква нужна мне, чтобы подписать письмо. — И она сделала еще шаг к сараю.

Буква К выхватила револьвер.

— Ни с места! Кира мыла раму. У Киры косы.

— Что ты бредишь? Лучше открой дверь, — сказала Аля.

— Нельзя, — сурово отвечала буква К. — Косы хороши. Кира мала.

— Что это с ней? — спросила Аля у М.

М улыбнулась и показалась не такой уж свирепой, как с первого взгляда.

— Эта буква К долго работала в старом букваре. А когда написали новый букварь, взяли туда букву К помоложе. А эта обиделась. Она считает, что тот букварь был лучше. Вот и бормочет слова, которые были в старом букваре на ее странице.

— Каша. Кони. Сук. Сок. Ком, — подтвердила буква К.

— Кляксич обещал ей поставить кляксу на новое К. Вот она и подлизывается.

— А ты, ты-то что? — вознегодовала буква А.

— А я что? Я не злая. Мед. Малина. Мак. Мармелад, — добавила буква М в подтверждение своей доброты.

— Так помоги же нам. Давай выпустим ни в чем не повинную букву Л, а в сарай запрем эту злую букву К.

— Можно, — сказала буква М.

Не успела злющая буква К оглянуться, как оказалась в сарае, а буква Л радостно выбежала навстречу Але.

Из сарая неслись негодующие крики:

— Каша! Куры! Кира ушла в кино!

Но их никто уже не слушал. Уговорив букву М постеречь К, все трое двинулись дальше на поиски Кляксича и на выручку буквы Я.

7

Аля и буква А быстро пошли прочь от сарая, а за ними следом, едва поспевая, бежала буква Л. Кляксич не велел ее кормить, пока она была взаперти, и она очень ослабела.

Возле дороги был вкопан огромный столб, а к столбу прибита стрелка, тоже огромная, и на ней написано: «НОП».

— Что это такое? — спросила Аля.

— Научно-опытный пункт, — пояснила буква А.

— Это такое учреждение?

— Конечно.

— А что там делают?

— Ставят опыты. Там работают Н, О и П.

Стрелки с НОПами стали попадаться все чаще, и вскоре путники увидели серый кирпичный дом со светлыми окнами во всю стену. Они вошли. Аккуратненькая вахтерша — точка с запятой — провела их в лабораторию. Там что-то кипело и шипело на спиртовках, что-то булькало в пробирках.

— Извините… — начала было Аля.

— Тсс! — зашикали на нее Н, О и П. Все трое были в белых халатах и белых шапочках. — Тихо! Идет опыт.

— Но нам очень… — робко заметила буква А.

Н, О и П замахали руками.

— Началось! — заявила буква Н.

— Плавится? — спросила буква П шепотом у своих товарищей.

— Окисляется, — прошептала в ответ буква О. — Реакция идет с выделением тепла… Ненужные буквы выпадают в осадок.

— Что вы тут делаете? — не выдержала Аля.

— Тсс! — зашикали на нее все трое. — Мы переплавляем слова.

— Что? Что? — поразилась Аля.

— Готово! — закричали Н, О и П хором.

Они подскочили к какой-то колбе, и буква Н торжественно объявила:

— Опыт прошел блестяще. Вот, пожалуйста. Вместо обычного непрочного скоропортящегося стихотворения мы получили лабораторным путем устойчивые стихи, не боящиеся ни ядовитых веществ, ни дурной погоды. Послушайте:

Жил на свете
Умный слон,
У него был
Телепон.

Ходит слоник —
Топ-топ-топ,
Звонит слоновый
Теленоп…

— Постойте, подождите! — не выдержала буква А. — Что же это вы делаете? Вы же заменяете своими буквами другие буквы! Вас что, Кляксич подговорил, что ли?

— Тсс! — зашикали опять все три буквы в белых халатах. — Тсс! Мы продолжаем опыт.

— Пошли, — сказала Аля. — Тут мы все равно толку не добъемся.

8

Аля, буква А и буква Л вышли на улицу в полно растерянности.

Аля сказала:

— Ну, что делать будем? Может, пойдем разыщем букву Р и что-нибудь у нее узнаем?

— Вряд ли она нам что-нибудь скажет, — вздохнула буква А.

— Почему?

— Видишь ли, она — собака. Очень хорошая собака, интересной породы — ризеншнауцер, зовут ее Розочка. Она добрая и умная. Когда Кляксич стал безобразничать в Букваре, она здорово нарычала на него: «Рррр!» Он подговорил Описку, тот и написал на ее будке — «сабака Розачка». И она теперь совсем разболелась. Она всегда болеет, когда слово «собака» пишут с ошибкой.

— Как жаль! — вздохнула Аля. — Я очень люблю собак… Может, пойдем найдем букву С?

— Здрра-сс-те! — вдруг донеслось откуда-то сверху. — Здрассте, я здесь, здесь!

Аля увидела, что на заборе сидит буква С — сорока.

— Не знаешь ли ты что-нибудь про Кляксича? — спросила буква А. — Куда он девался, не слыхала ли ты чего?

Сорока вытаращила на нее глаза и затараторила:

Сонная сорока сидела на сосне.
Снегири и сойки снились ей во сне.
«Скорей!» — сердились сойки.
«Спешим!» — снегирь свистел.
Сороку стукнул по спине,
И сон с нее слетел.

Оказалось, что сорока других слов, кроме как на С, произносить не хочет. Ну что тут было делать?

— А может, нам буква Т что-нибудь скажет? — с надеждой спросила Аля.

Буква А покачала головой.

— Т — хорошая буква, только она Тютя.

— Что это значит? — не поняла Аля.

— Тютя, и все. Не понимаешь — «Тютя»?

Она не успела объяснить Але, что значит «Тютя», потому что кто-то стал кричать и звать букву А. Это была буква У. Она неслась к ним через мостовую, не обращая внимания на красный свет и движущийся транспорт.

— Ну, наконец-то! — кричала она. — Буква А, наконец-то я тебя разыскала!

— Тсс, тише! — остановила ее буква А. — Я вернулась в Букварь тайком, ведь Кляксич выгнал меня, разве ты не знаешь?

— Какой ужас! Когда же этому придет конец? Ведь этот Кляксич, отвратительный, злой Кляксич рассердился на моего друга филина Федю.

— За что же? — спросила Аля.

— За то, что он не хотел позволить ему спрятать в своем дупле букву Я.

— И что же Кляксич с ним сделал? — с тревогой спросила буква А.

Буква У вытерла глаза платком.

— Не знаю, — сказала она. — Он не прилетает ко мне больше, и я не могла разыскать его в лесу. Вот я и ищу тебя, буква А. Я хожу по лесу и не могу без тебя кричать «Ау». У меня получается «У-у», а филин Федя, наверно, думает, что это просто ветер, и не откликается. Пойдем со мной в лес, пожалуйста.

Аля и буква А переглянулись. Что же делать? Они ищут букву Я, в лес идти им совсем некогда. Но ведь надо же выручать филина Федю!

— Пойдемте, — сказала Аля букве А и букве Л. — В каком лесу живет филин Федя? — спросила она у буквы У.

— Совсем недалеко, — засуетилась буква У. — Вон там, за той улицей, начинается лес, там он и живет и всегда прилетает ко мне чай пить, он очень любит пряники. А вот теперь, бедный, бедный…

В Федином лесу росло много старых дуплистых дубов. Густая листва заслоняла солнце. Трава была влажной.

— Ау, ау! — крикнули буквы А и У в зеленый полумрак Фединого леса.

Им никто не ответил.

— Ау, ау! — закричали они снова.

Але показалось, что в ответ доносятся какие-то неясные звуки, только откуда — она не могла понять.

— Федя! Федя! — надрывалась буква У.

— Бу-бу! — донеслось до них еле слышно.

Вдруг буква Л, которая устало тащилась позади всех, увидела надпись, вырезанную на коре дуба: «тен». И на другом дубе тоже «тен». И рядом «тен». И еще на одном — «нилиф». Что значат эти таинственные надписи?!

Все принялись осматривать дубы, стучать по стволам. Дубы были толстые. Сучков снизу не было. Влезть на дуб, чтобы осмотреть вершину, было почти невозможно. И потом, на который из них лезть?

— Поняла! — вдруг закричала Аля. — Давайте встанем друг другу на плечи, а ты, буква У, лезь на самый верх и ищи дупло! — С этими словами Аля подбежала к дубу с надписью «нилиф».
Буква У влезла на толстый сук и стала шарить по коре.

— Ничего нет! — крикнула она сверху. — Тут только ветки! Спускайте меня!

— Ищи, ищи! — настаивала Аля.

— Ой! — закричала буква У. — Ветки падают. Да они и не растут здесь! Дупло! Оно было загорожено ветками! И замазано чернилами!

Буква У немного повозилась с ветками, и филин Федя оказался на свободе.

Все радостной гурьбой двинулись обратно в город.

— А как ты догадалась, где Кляксич спрятал Федю? — спросила буква А у Али.

— Да это же проще простого, — сказала Аля, но не договорила…

Кто-то несся им навстречу, кувыркаясь и делая по два шага то на руках, то на ногах.

— Кто это? — удивилась Аля.

— Это Хитрюга, буква Х.

— Вот хорошо! — обрадовалась Аля. — Мы сейчас расспросим ее, может быть, она знает, куда девался Кляксич.

— Нет, нет, — сказала буква У. — У нее не надо спрашивать. Она очень хитрая. Она скажет вам, что дружит с вами, а потом повстречает вашего врага, перевернется, станет на руки — и пожалуйста, она уже ему первый друг. Она ведь выглядит одинаково — хоть на руках, хоть на ногах.

— С хорошей погодкой! — сказала буква Х, поравнявшись с ними. — Откуда это вы идете?

— Гуляли в лесу, — буркнула буква У. — Мы спешим. До свидания.

— До свидания, до свидания, хотя хорошо было бы хоть минуточку побеседовать с вами. — И буква Х сладенько улыбнулась.

Но буква У ускорила шаги.

— Спасибо вам всем, — сказала буква У. — Вы помогли мне найти Федю. Пойдемте ко мне пить чай с пряниками.

Но Аля за всех отказалась:

— Спасибо, но мы не можем. Нам надо искать букву Я, с ней, наверно, случилась какая-нибудь беда, раз Кляксич за ней так охотится.

Аля, буква А и буква Л проводили У и Ф до дому и пошли дальше.

9

Солнце поднялось, и стало жарко. Они дошли до какого-то запыленного скверика с жиденькими кустами и выгоревшими клумбами. Устало опустились на скамейку. На соседнюю лавочку тут же плюхнулись буквы Ч и Ц. Они обе хохотали.

— Что веселого слышно? — спросила буква А сердитым голосом.

— Мы играли в прятки, — сказала буква Ч. — Вот посмотри, сумеешь ли ты нас отыскать? — И они затараторили, перебивая друг друга:

Чапнула чапля церные цернила.
Церная чапля чиркулем цертила.
Полуцился оцень цистенький цертеж,
Станешь вверх ногами — сразу разберешь!

— Очень весело, — пробурчала буква А. — Вы бы мне лучше сказали, где буква Я? Где Кляксич?

— Ницего, то есть ничего не знаем. Мы все время играли. Спросите у сестер Ш и Щ, они серъезные.

— А где они живут?

— Да тут рядом.

Но идти никуда не пришлось: на сквер прибежала буква Щ, расстроенная, вся в слезах.

— Беда, беда, — причитала она.

— Что с тобой? — встревоженно спросила Аля.

— Не со мной, с сестричкой! — Сквозь слезы буква Щ еле выговаривала слова. — Кляксич растащил ее на крючочки за то, что она не хотела выдать букву Я. Он заколдовал сестричку, и теперь крючочки будут все отдельно, пока кто-нибудь не напишет букву Ш тысячу раз по сто. Но ведь этого никто не сможет сделать. Бедная моя сестричка!

— Не убивайся так, — сказала Аля. — Мы с буквой А давно уже путешествуем, и нас выручали читатели. Я уверена, что каждый из них сначала перепишет себе крючочки в тетрадку и, когда научится их писать совершенно правильно, то напишет много-много Ш и пришлет тебе. Вот у тебя и наберется достаточно, чтобы разрушить колдовство.

Буква Щ немного успокоилась.

— Скажи куда девался Кляксич?

— Он пошел куда-то в самый конец Букваря, — сказала буква Ш. — Я слышала, как он ругался с твердым и мягким знаками. Кляксич их на что-то подговаривал. Твердый знак не соглашался, ругался с Кляксичем и кричал: «Мне не страшно! Вот съем тебя и объедки собакам кину!» А мягкий знак упрашивал: «Разве тебе не жаль? Брось! Оставь! Перестань!» Но я так была расстроена, что не поняла, о чем они говорят.

— А где сейчас буква Я?

— Не знаю. Буква Ш, моя сестричка, знала. Но она не хотела рассказывать, она боялась, что Кляксич задумал что-то недоброе.

— Что ж, прощай, — сказала Аля, и они отправились в конец Букваря, туда, где жила буква Э.

У буквы Э был маленький собственный домик, крытый черепицей. Буква Э встретила их ласково, каждому протянула руку и назвала себя:

— Эмма-Элла-Эрна-Эвелина.

«Батюшки, какое у нее длинное сложное имя», — подумала Аля.

В гостях у Эммы-Эллы-Эрны-Эвелины была ее подружка буква Ю, которую все звали Юля в Юбке, потому что она никогда не носила платьев.

— Не трудитесь объяснять, я знаю, зачем вы пришли, — сказала буква Э.

— Все, что мне известно, я вам открою. Но, к сожалению, я знаю не так уж много. Букву Я спрятало слово «заяц». Когда Кляксич все-таки догадался, где буква Я, он погнался за зайцем. Ему бы никогда не удалось догнать зайца, но тот бежал так быстро, что буква Я не сумела удержаться при такой скорости и выскочила из слова. Тут Кляксич ее и схватил!

— Ах! — вырвалось у буквы А.

— И тут, — продолжала буква Э, — он составил какую-то заколдованную надпись, которую невозможно прочесть. Кто прочтет ее, тот освободит букву Я. Мы с Юлей переписали надпись, но расшифровать не могли.

— Где эта надпись? — спросила Аля. — Покажите скорее!

— Да вот, — сказала Эмма-Элла-Эрна-Эвелина.

!андобовс Я авкуБ

Все просто остолбенели. Да что же это такое? Кто сумеет прочесть эти мудреные перекрученные буквы?

Никто не мог вымолвить ни слова. Все молча глядели на заколдованную надпись. Аля сделалась совсем мрачной. Буква А заплакала.

Вдруг в распахнутое окошко влетела маленькая птичка — зарянка. Это была буква З.

— Зеркало! Зеркало! Зеркало! — трижды прокричала она и выпорхнула в окно.

— Постой, объясни! — закричала ей вслед буква Э.

Но зарянка точно растаяла в воздухе.

— Что «зеркало»? Что «зеркало»? Почему «зеркало»? — без конца повторяла буква А.

— Не знаю, — вздохнула Эмма-Элла-Эрна-Эвелина.

— Понятия не имею, — огорчилась Юля в Юбке.

Аля подошла к зеркалу — оно не показало ей ничего, кроме самой Али.

— Что же делать? — спросила она задумчиво. — Может, нам снова помогут ребята?

— Не знаю, — грустно отозвалась буква А.

— Помогут, конечно! — сказала Аля. — Их так много. И все они умные. Они догадаются.

10

Ну, вот теперь, когда все так благополучно кончилось… Что? Конечно, ребята догадались, как прочесть заколдованную надпись, и буква Я освободилась из своего страшного плена. И Аля написала такое письмо:

Милая мамочка!

Я так рада, что ты скоро приедешь и отведешь меня сама в 1-й класс.
Приезжай скорее.

Твоя дочка Аля.

Все это прекрасно. Но куда девался злодей Кляксич? Сумела ли Аля победить его?

Всем очень хотелось бы, чтобы это было так. Но… Кляксича изловить не удалось. Он сбежал. Он покинул Букварь вместе с дружками Помаркой и Опиской. И теперь они бегают из тетрадки в тетрадку и строят людям всякие пакости исподтишка.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (53 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Понравилась сказка или повесть? Поделитесь с друзьями!
Категории сказки "Ирина Токмакова — Аля, Кляксич и буква А":

145
Отзывы о сказке / рассказе:

новее старее большинство голосов
алина

мне ооо очень понравилось хочу все части до сотой !

Людмила

Сказка мне тоже не понравилась. Нудная и нелепоя какая-то.

Елена

Спасибо сайту за материал. Нужно по школьной программе.
Книжку не куплю никогда, бред полный.
Для тех, кто говорит, что «это у вас дети кривые»: мой ребенок читал до школы бегло. В первом классе скорость чтения 90 слов. Спотыкался весь текст. Половина слов с ходу не читается. Текст изобилует словами из 12-14 букв и (внезапно) отдельными буквами и короткими наречиями из двух букв, никакой речевой ритмики.
Выражения «пассажиры высыпали» поставили ребенка в тупик. Что высыпали, куда высыпали. При этом Бианки, Пришвина читаем без проблем. Очень грустно, что к написанию учебников подходят не профессионалы, а любители сказочек «моей детке было забавненько». Деткам нравится любая бредятинка в интернете рассказанная эмоционально, на высоких эмоциях, даже если это про отрывание головы.

Есения

Мне очень понравилась эта книжка.
А будет ли вторая часть?
Есения. 7 лет.

Данил

Мне очень понравилась сказка!

ЯН

Здравствуйте. Мне очень нравится ваша сказка. Я выполнял все задания и я рад что буквы А,Л,Я освабодились,особенно буква Я потому что меня зовут Ян .

Елена

Мы с дочкой всегда любим читать на ночь . И в этот раз решили прочитать очень интересный рассказ. Нам очень понравилось . Моя дочь внимательно слушала и смогла сама пересказать прочитанное. Спасибо!

Даня

Сказка очень хорошая мне 8 лет и она мне очень понравилась! Лично сказка просто бомба!

Лора

(Лора 9 лет).Очень хорошая сказка!Мне очень нравится!!

Марк

Марк, 7 лет. Я думаю, что сказка очень интересная, полна загадок и мне было интересно их разгадывать. Мне очень понравилась.

Виктория, логопед-дефектолог

Сказка замечательная! Читала сыну, 6 лет, он в восторге! Особенно ему нравилось помогать героям сказки выполнять задания.

Согласна, что объём большой для самостоятельного чтения 1-воклассникам, но ведь можно и аудиокнигу прослушать. Подход должен быть по мере сил и возможностей, тогда и интерес будет.

Мой ребёнок тоже умеет неплохо читать, но читала сказку ему я, чтобы не отбить любовь к чтению большим объёмом.

Ребята, читайте в удовольствие, а если сложно, слушайте аудиокниги или просите старших читать с вами в паре, тогда все будет легко и интересно.

Сайту благодарность за полный текст произведения. Добавили бы картинки, цены б Вам не было.
Всем успехов!

Влад

Мне рассказ очень понравился. Я учусь в 1 классе. Я бы хотел,что бы кляксича поймали и посадили в вводу и он там размок).

Igor

Я так понимаю, В. Бианки не в моде, за то в моде всякий бред.
В тексте нет буквы «Ё», только «Е», ребёнку трудно прочесть некоторые слова, да и исправьте пожалуйста не «на сквер прибежала буква Щ», а » в сквер…» или вы живёте В Украине.

Виктория

Игорь, как раз правильно говорить В Украине, а не НА Украине

Митаев Северьян Юрьевич

Я учусь в 1 б классе. Мне очень понравилась сказка, я бы затащил Кляксича в точилку, точил бы там карандаши и ему бы просто не хватило места, и он бы здулся!

Амир

Я вот прочитал комментарии и саму сказку. Вывод: родители жалуются на то что их ребёнку не интересно!Родители прежде чем написать какой то плохой отзыв про эту сказку ПРОЧИТАЙТЕ МОЙ КОММЕНТАРИЙ!!!!! Если сказка не нравится ребёнку это не значит что сказка тупая, а значит что ребёнок не вошёл в вкус чтения. У многих родителей которые написали комментарии дети в 1классе. Вряд-ли ваш ребёнок читал до того как пойти в школу. А значит повторюсь таки он не вошёл в вкус чтения!!!!

Артём

Мне очень понравилась сказка, но короткая.

Марина

Дочке не понравилась, очень длинная и трудно читаема для первоклашек. Читали с ней поочередно, потому что за два дня ей её было бы не осилить. Либо пришлось бы заставлять, тем самым отбила бы желание читать вообще

s1mple

согласен

таня

а что вообще за надпись в конце,…зашифрованное….самая развязка скомкана, хоть бы фото выложил кто…интересно же что напоследок написал кляксич..

Елена

Буква Я свободна (наоборот прочитайте)

Константин

Дети с удовольствием слушали и выполняли все задания, спрашивали когда следующее(7 лет и 5 лет) хотя к концу утомились, я больше всех. Взрослому это тяжело читать еще и интерес изображать.

Руфия

Круто я дочке читала нравится!!!)

Соня (Красотка)

Интересно, что было дальше

Данил

Я в 3 классе и я прочитал за 30 мин

арсений

крутооо

Анна

Посмотрела комментарии, есть дети, что им нравится, но видно они не читали лучшего. Родители похоже в ужасе как и я. Жалко наших детей, что они вынуждены изучать то, что не пригодится в их жизни.

Анонимно

КАКОЙ БРЕД! И это должен читать ребенок в 1-м классе. Я мама читала и была в ужасе. Как может быть такое в учебниках. Ребенок слушать не хотел. Мне пришлось читать, чтобы ответить на вопросы в рабочей тетради. Пустая, глупая информация которая засоряет ребенку голову.

Анастасия

В смысле бред? Мы читали в два захода ( я устала, но ребенок просил продолжения) и очень понравилось! Значит вы просто не любите читать и воображения маловато. Интересные связки, правильно подобранные имена, сюжет хороший.

Рома

Очень долгое и интересное

миша

очень долгая но интересная

насстя

напишите маленький рассказ

?Даша?

Либо не читать
А сказка супер???

Варя (она же крутой подросток)

я в 7 лет такое аудио слушала… мне понравилось

Анонимно

очень хорошо! я учусь в 1-ом классе и я учусь на одни 5! спасибо вам за сказку!

Аня7лет

дурацкая

Алексей

Я согласен с комментаторами(которые писали,что это бред). Я вообще в шоке от этой чуши!

Соня 8лет 2 б класс

Покашто нравится я читаю 4 главу

Оксана

Сказка очень понравилась обоим.И сыну первокласнику и мне взрослой женщине.Добрая,такая…

Алекс

Тупая сказка очень

Читатель

Сказка супер!!!

Соня

это сказка просто супер такая интересная

Сергей добрый

Крутой квест по алфавиту, с участием читателей! Все буквы, кроме Ф(филина Феди)- женского пола.
А Аля потом примется за цифры и арифметику! Берегитесь, цифры!

Виктория

Кажется вы не внимательно читали сказку. Например, букву Й звали Тимофей, наверняка буквы К и М тоже не были женского пола, вооружившись до зубов. Просто слово «буква» ж.о, поэтому и глаголы в сказке были ж.р.

Тимур 7 лет

тупая сказка

Лев

ТЫ СОВСЕМ КУКУ!!!

Анонимно

Дурак сказка крутая а ты тупой

ДАША 7 ЛЕТ

ХОРОШАЯ ПРЕКРАСНАЯ СКАЗКА

Анонимно

такое длинное

Влада 8 лет

Бред сивой кобылы нудная и скучная ,!!!!!!!????????ребёнок ето в жизни не прочитает

Валерия

Прикольно

Софья 8 лет 1г класс

Сказка класс!!!!!!

Софья

Очень хорошая сказка

Данила 7лет 1г класс

Нам задали читать эту сказку Аля,кляксич и букваА: мне очень понравилось 1глава??

Никита

СКАЗКА КЛАСС

Артём

прочитал за 30 мин. пффф как было трудно. но сказка классная!!!

Ксюша

Было очень интересно☺

Ваня

интересно! всё отлично!!!!!!!!!!!!!!!!

Сергей

очень хорошо!

татьяна

К сожалению, хорошие сказки и авторы остались в прошлом. Нынче царство Донцовой, Марининой иже с ними.. Печально.

Ольга

Произведение первый раз опубликовано 1968 г. Странно сравнивать проверенные временем детские книги и современные детективы.

Юлия

Нудная и затянутая сказка, детям 5и и 7и лет не понравилась, но читать пришлось, т.к. задали на дом в школе. Доброте, взаимовыручке и многим другим качествам учат куда лучшие сказки. Странно, что эту ,,сказку,, поместили в учебник

Руфия

Я не верю не правда

Артём

очень хорошо и круто и отлично

Ирина

Это сказка мне очень понравилась, и моему сыну тоже понравилось вам Ирина Токмакова!

Всеволод

Классно! За полтора дня прочитано

Маша 21 лицей 1а класс

Сказка нормальная я бы поставила 10000 лайков

Дарина

Полная ерунда ‘Дарина 8 лет

Руфия

Что вам в ней не нравится

лера

крутаая сказка

Лора

Бестолковая! Такого рода сказки надо убирать из школьной программы!!! Это же бред!!!!

Лика

Я прочитала за 1 день ого такая маленькая сказка ️мне задали в школе!!!! А так сказка норм

ее

Эй сказка тупая.

Алекс

Я с тобой согласен

Макар

Отлично интересно и захватывающе

настя

хорошая сказка

Кирилл

Эта сказка хороша только мне на дом задали за 1 день и это очень утомительно я уже целый день читаю и я только в 1 классе

Гордей

жалко тебя

дима

хорошо что я в 1 классе и мне не надо заучивать а надо только рассказать суть

даша

мне понравился

Луиза

Бред!!! Долой писателей-наркоманов!!! Где наши Русские народные сказки!

Max

Сказки лучше нет.❤️

Макс

Сказка просто супер. Видимо писали умные люди.❤️
Моя любимая. Лучше сказки нету. Хоть и большая. Но интересная

Мила Мухаметова

Я просто удивилась класс вообще

Е. А. Чернова

Дуне. Дуня, а ты нечего не выполняй и не читай (если сможешь).
Дуня,позязя прочитай мой комментарий (мяу)
Всем пока

Е. А. Чернова

Мне задали читать. На вопросы отвечать. На все ответила! Уууууууууууррррррррррррааааааааааааааа!!!
Мне нравится.
(я не рисовала) только в голове делала наверное.

Дуня 8 лет

Глупые кто пишет что сказка длинная ещё чегото. И что за задания

Анонимно

Мне очень понравилось !! Настя Бордиян я стобой согласна!

Юля

Я 2 классе и это надо рассказывать учителю на изусть это капееец

максим

очень хорошая сказка

Марина 53 года

Мне очень понравилась эта сказка! Читала ещё в далеком детстве. Теперь буду читать её внучке.

Макар

Прочитал начало.Больше не осилил,очень длинная сказка ,а ещё же
1клас блин.

Анонимно

очень скучно

Диван 8 рублей

Супермаркет очень сильно понравилось ?

Губенко Ксения 8 лет

Мне понравилась эта сказка!

ксения 7 лет

сказка супер.

Вероника Погорелова 8 лет

Мне это в школе задали интересненько

АНЯ

МНЕ ЗАДАЛИ ЭТА В ШКОЛЕ НЕ ИНТЕРЕСНО

Мария

сказка очень хорошая задавали читать еще в первом классе после того как прочитала ее очень полюбила! С тех пор читаю очень часто! СПАСИБО!!!

Юля 8лет

Очень хорошая сказка мне она очень нравится

Анонимно

супер

Ольга

СКАЗКА ХОРОШАЯ НО ЧУТЬ-ЧУТЬ
ЖАЛЬ ДЕТЕЙ МНОГО СЛОВ……..НО СКАЗКА СУПЕР!!!!!

Екатерина

Добрая и хорошая сказка.

Анонимно

хорошая сказка читаю детям учит доброте в опщем
супер

Алиса

сказка супер!

Денис,7 лет

Сказка длинная,но интересная, не поленитесь,прочитайте.

Анонимно

сказка супер

Марго

Помню эту сказку нам с сестрой читала мама прокручивая пленку в фильмоскопе)своим дочуркам начала читать они остались довольны.Сказка очень интересная и добрая!!!

Minecraft

Мне это задали в школе

Арсений

Отличная сказка

поля

сказка супер только очень длинная.

Анонимно

Бред!!!!! Бестолковый набор предложений!

Ульяна

Мне очень понравилось именно что герои там не только буквы но и знаки я в первом классе сказка залипательная.

сафия

самая лутшая сказка в мире

л

такая длинная кошмар

Алиса

очень нравится я в школе учусь тоже там в литературном чтении было это но не вся сказка а просто рассказ.

амир

да я тоже по литературному чтению читал вместе со своими одноклассникам и
и тоже не до конца . Во время чтения у меня это всё перед глазами было. Эта история настолько интересная сказка что это дур*к читать захочет. Очень интересно что будет дальше с Кляксичем. Крута. Я в первом классе.

СОФИЯ

КЛЁВА СУПЕР МНЕ НРАВИЦА

Сабина

Спасибо

Анонимно

бред сивой кобылы, жаль детей и хорошо, что раньше учили детей доброте на нормальных сказках.

Кто-то

А эта сказка чем не угодила???

Кирилл 8 лет

Думаю всем понравится эта сказка читайте

Анонимно

Отличная сказка Очень Поучительная буду рассказывать друзьям в школе шрифтом крупно написано молодцы Вывод мне Понравились герои Аля и буква а

Лера

Класс супер!!!♡☆

Илья

Интересно но как то длинно

Варя (она же крутой подросток)

это повесть

икс

«Алиса в стране чудес» просто отдыхает !!! Этож чего нужно было накуриться, чтоб написать такое!!!!!!!!! Искренне жаль детей , которым приходиться это читать !!!! — сказка между прочим очень даже хорошая, о доброте и том, что нужно помогать!

Снежок

сказка очень хорошая, сайт тоже. брату на дом задали прочитать, много сайтов облазили, и этот — самый лучший!!!

Никита

Да интересно что былобы дальше,??

маша каверзина

удивителное скаска интересная

Настя Бордиян 8 лет

Самая хорошая сказка!!!!!

Урааааааааа! Сказкилучше нет! Я в 1классе учусь за неделю прочитать задали . Я за 2 дня прочла хорошая сказка . Умная. Добрая. И самое главное хорошая и учащая доброте !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Те кто говорит что плохая просто не понимают что сказка лёгкя. Какие слова сказка большая . Не тупые же учились бы хорошо не писали про сказку бы плохо! .
Люди вы что из леса. Но а тем что говорит хорошо о сказке те точно не глупые и не тупые!!!!!!!!

Аиша 7лет

Я в1-ом классе и я прочитала это за 1час

Амалия

Мне понравилось

Олег

«Алиса в стране чудес» просто отдыхает !!! Этож чего нужно было накуриться, чтоб написать такое!!!!!!!!! Искренне жаль детей , которым приходиться это читать !!!!

александр

слов 100 так нормально

Ksenya

Ну так себе

мария

У моей дочки домашние задание прочитать эту сказку и там надо было записать слова ну этих слов не былоплохо !!!!!ужасно!!!!

Тимофей

Вот бы узнать что было дальше…
Книга супер!!

Соня

согласна с тобой

Костя

Нам такую сказку в детском саду читали

Анонимно

супер сказка

Алиса

Сказка очень интересная

Кирилл

Наверное это хорошо

Дима Сушко 1-В Класс

Это моя помощь!

Читать сказку "Ирина Токмакова — Аля, Кляксич и буква А" на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.