Людмила Аркадьевна подошла к доске и написала красивым, каллиграфическим почерком:
Портрет моего одноклассника.
Потом повернулась к классу и спросила:
— Всем понятна тема сочинения? Постарайтесь лаконично описать внешность и основные черты характера какого-нибудь ученика или ученицы из вашего класса. Вопросы есть?
Аня Карнаухова подняла руку.
— А фамилию называть? Ну, того, чей портрет?
Петухов с задней парты быстро прокомментировал:
— А как же без фамилии? Опиши меня: «А. Карнаухова. Портрет ученика А. Петухова. Масло. Третьяковская галерея»…
— Петухов, не паясничай, — перебила учительница. — Фамилию называть не нужно. Если литературный портрет будет точным, мы и так догадаемся, о ком идет речь. Итак, начали!
Витя Брюквин вздохнул и задумался. Кого описывать? Петухова, что ли? «Мой одноклассник рыжий и долговязый, как жердь…» Еще по шее даст, чего доброго! А может, Юрку Шурупова? «У моего товарища длинный нос и два симметричных глаза по бокам…» Ерунда какая-то! У всех два глаза по бокам!
Уже прошло пол-урока, а перед Витей все еще лежала чистая тетрадь. Рядом что-то строчила Карнаухова. Подумаешь, писательница!
И тут Брюквину пришла в голову гениальная мысль: а чего мучиться-то? Списать — и все! В первый раз, что ли?
Витя уселся поудобнее, скосил глаза в сторону тетради Карнауховой и стал переписывать:
«Мой одноклассник невысокого роста, вихрастый, волосы светлые. Уши чуть оттопыренные, нос вздернутый. Усидеть спокойно не может, все время вертится…»
Витя писал быстро, чтобы успеть до конца урока. В смысл он не вникал — было некогда.
«…Когда услышит какую-нибудь шутку, не смеется, а говорит: «Ха-ха!» Свою речь обычно пересыпает различными вводными словечками, вроде: «ну, это самое», «как его», «вообще», «одним словом» и так далее…»
Тут Брюквин перестал писать и подозрительно посмотрел на свою соседку.
— Ты что это, Карнаухова, — зашептал Витя, — ты, это самое, как его, про меня, что ли, пишешь? Ну, в общем, это самое, мой портрет?
— А хоть бы и твой! Тебе-то что?
— Ха-ха! — сказал Витя. — И не похоже вовсе!
— Брюквин! Не мешай Карнауховой! — вмешалась Людмила Аркадьевна. — Ты что, уже закончил сочинение? Давай-ка тетрадь!
— Я это, как его, еще не совсем… Одним словом, почти заканчиваю…
— Ничего, ничего, разберемся. Неси свое сочинение!
Витя нехотя встал и пошел к учительнице.
Людмила Аркадьевна открыла тетрадь, пробежала глазами по корявым Витиным строчкам и удивленно подняла брови:
— Так… Очень оригинально! Ребята, вы знаете, что нам написал Брюквин? Ни за что не угадаете: ав-то-порт-рет!
Отзывы о сказке / рассказе: