Как она, Неточка Ларионова, вошла в класс, каким многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам − они уже поняли, что с их подругой Неточкой случилось нечто.
И лицо Неточки, маленькое, курносенькое, с бисеринками веснушек под глазами, у носа и на щеках, говорило за то, что нечто необычайное творилось с его владелицей.
На обычной молитве перед занятиями Неточка не могла стоять спокойно, на уроке геометрии тоже, так что учитель Федор Павлович Сабелин два раза окликнул ее, приглашая внимательнее слушать поясняемую им теорему.
Наконец кончился бесконечный первый урок! Небольшой пятиминутный перерыв − и Неточка уже сидит за следующим часом французского языка.
Преподаватель французского принес сегодня классные сочинения и раздал их гимназисткам, делая соответствующие замечания каждой из них. Ах, что значит французское сочинение перед тем, что переживает сейчас Неточка! Положительно ничего не значит перед ее, Неточкиной, тайной!
О, эта тайна!
Из-за нее, из-за этой тайны, бедняжка Неточка не спала целую ночь! От счастья, конечно. Из-за нее со вчерашнего дня не знает покоя, из-за нее же получила замечание от Пифагора, как называют у них в гимназии преподавателя математических наук.
И что это за ужасно неприятное состояние − хранить в себе тайну и не иметь возможности поделиться ею с кем-нибудь из подруг! Ах, ужасно! Ужасно!
Неточка волнуется. Неточка сама не своя. В голове ее шумит вследствие бессонной ночи, в ушах позванивает. Руки Неточки холодны, как лед, а щеки пылают, как печка.
Нет! Нет! Положительно невозможно больше хранить тайну в себе! Это выше сил, данных Творцом, человеку! Это такая пытка, такая…
И почему бы ей, Неточке, не поделиться с кем бы то ни было из подруг этой ее тайной?! С Катей Щелкуниной, например. Она такая тихая, такая молчаливая! Эта уже не предаст, не выдаст. Эта умеет держать язычок за зубами! Или Ида Крамер, например, тоже не из болтушек и такая поэтичная! Ида поймет ее, Неточку, еще лучше всякой другой, пожалуй. А то, может быть, сообщить Зое?.. Зоя − сама прелесть. Зоя молчалива, как могила. И Зоя сидит рядом с Неточкой, считается одной из близких ей из класса. Ну конечно, лучше всего открыть тайну Зое Стояновой! Лучше всего!
И недолго думая, Неточка склоняет голову набок и тихонько, чуть слышно, шепчет:
− Зоя! Зоя! Приди в следующую перемену к «крану» в коридор. Слышишь, Зоя! Мне надо переговорить с тобой, посоветоваться насчет одной тайны. Ну понимаешь? Придешь?
− Угу! − кратко соглашается Зоя, хотя мысль ее целиком сейчас в классном журнале, где учитель только что начертал ей, Зое, за сочинение некую цифру, а какую − Зоя не успела как следует проследить.
* * *
Звонок только что возвестил окончание урока. В классе обычная суета. Пока длится перерыв, здесь открываются форточки, а гимназистки в это время прогуливаются в зале и в коридоре. У крана или, вернее, у фильтра с кипяченой водой стоит Неточка, прибежавшая сюда гораздо раньше Зои, и ждет подругу.
Неточка, волнуется. И чего она только копается там, эта Зоя!
Несносная какая − того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс, и не успеет она, пожалуй, сообщить ей свою тайну.
Но вот показалась высокая фигура Стояновой в коридоре. Наконец-то!
Неточка с такой стремительностью кидается навстречу Зое, что чуть не сшибает с ног подвернувшуюся ей по пути тоненькую «первушку».
− Что вы толкаетесь? Такая большая! − ворчливо шипит «первушка» и делает по адресу Неточки злое-презлое лицо…
Но Неточка ничего и никого не видит и не слышит в эти минуты. Никого, кроме Зои. Неточка сама не своя. Она хватает за руку подругу, увлекает ее в самый дальний угол коридора и шепчет голосом, прерывающимся от волнения:
− Я должна сообщить тебе тайну, Зоя, большую-большую тайну!
− Ну?
Неточка хотела было обидеться на равнодушие Зои, но вовремя вспомнила, что обижаться, собственно говоря, не стоит. Ведь в сущности Зоя не знает всей важности ее тайны и, стало быть, не может так же горячо относиться к ней, как сама Неточка. Стало быть, Зоя не виновата ни в чем.
− Слушай, Зоя! − голос Неточки предательски дрожит. − Ты дашь мне клятву, что не скажешь ни одной душе то, что узнаешь от меня сейчас, сию минуту?
− Ну не скажу. А дальше-то что?
«Ах, Боже мой, что за тон!»
Тон отнюдь не соответствует важности момента! Эта Зоя способна заморозить всякий высокий порыв, веточка возмущена, но отступить она уже не может. Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое разгоряченное лицо, Неточка шепчет:
− Я, Зоя… я… Я сочинила стихи, Зоя!
− Ну и что же?
Этот вопрос способен превратить Неточку в соляной столб, в какой была превращена некогда жена библейского Лота.
Ах, Боже мой! Вот этого она, конечно, никогда, никогда не ожидала. Нет, эта Зоя какое-то бесчувственное, холодное существо! Поэзии в ней столько же, сколько в гимназическом стороже Архипе. Ни чуточки поэзии… Ни-ни!
С обиженным видом и растерзанным сердцем Неточка продолжает:
− Я написала стихи. Понимаешь, я сама вчера вечером написала! Хочешь, я тебе их прочту?
− Ну, − соглашается Зоя и лезет в карман за карамелькой.
− Не хочешь ли? − предупредительно предлагает она Неточке леденец.
Удивительно странная эта Зоя! Не может понять самой простой, самой обыкновенной вещи, что когда автор собирается читать стихи, он меньше всего думает о карамелях! Однако Неточка делает над собою усилие и, воздержавшись от упрека, готового сорваться с языка, вынимает из-за лифа платья тщательно сложенную бумажку и читает неестественным голосом, нараспев скандируя строфы:
Я молода, но жизнь моя − море безбрежное,
Бурливое, темное, ало-мятежное.
В нем мечутся звезды, зеленые, синие, красные,
В нем розы цветут в глубинах гневно-властные.
В нем чайки летают, летают певучие…
И волны гуляют такие могучие…
− Могучие… − еще раз протягивает для чего-то Неточка. Потом поднимает на подругу торжествующий взгляд: − Что? Хорошо?
Зоя молчит с минуту. Только слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах.
− Непонятно что-то, − говорит после паузы Зоя, − чайки не поют, во-первых, а кричат… Потом, скажи на милость, какие это ты видела красные и синие звезды?.. Да еще в море! А еще скажи, пожалуйста, почему ало-мятежное море? Алое-то почему?
− Ах, это декадентские стихи! Так нынче пишут! − ужасно волнуется Неточка. − Ты страшно отсталая, Зоя, если не понимаешь этого! Да!
И разобиженная вконец, махнув рукой на свою «непоэтичную подругу», Неточка отошла от Зои, решив в душе, что совсем не следовало делиться с ней тайной.
На уроке русского языка, пока учитель объяснял о сентиментализме произведений Карамзина, Неточка тихонько вытащила свой таинственный листок и снова читала, едва заметно шевеля губами: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное… бурливое, темное, ало-мятежное…»
Она так увлеклась произведением своей случайной музы, что совсем не заметила, как преподаватель сразу оборвал свою лекцию о Карамзине, встал с кафедры и подошел почти вплотную к ее парте.
Очнулась она только тогда, когда услышала зловещую фразу над своим ухом:
− Госпожа Ларионова, потрудитесь отдать мне то, чем вы заняты сейчас, так некстати, за уроком!
Неточка обомлела.
Отдать листок, открыть тайну! О! Ни за что! Ни за что!
− Пожалуйте! − рука учителя настойчиво протягивалась к ней.
Классная дама спешила к нему на помощь. Нечего делать, пришлось покориться и отдать листок. А через минуту в классе уже звучало: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное…» И так далее, и так далее, и так далее… И о красных и синих звездах, и о гневно-властных розах, и о певучих чайках, словом, все, все до самого конца!
Ах, что переживала бедная Неточка в эти минуты!
И уж разумеется, теперь ей совсем не нравились ее декадентские стихи. В передаче учителя они выходили такие сырые, плоские, худые… Совсем, совсем скверные стихи…
Ах, как она страдала, Неточка! Как страдала! Но что было хуже всего − это когда учитель, отложив злополучный листок в сторону, обратился к ней с плохо замаскированной иронией:
− Госпожа Ларионова, очевидно, совсем забыла, что слово «безбрежные» пишется через «е», а не через «ъ», а слово «певчие» как раз наоборот. Очень грубые ошибки. Обратите на них внимание! С такими ошибками стыдно переходить в четвертый класс, m-lle! И он окинул Неточку убийственным, уничтожающим взглядом.
Ах, как это было совестно! Неточке хотелось провалиться сквозь землю, и она внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов…
Бедная Неточка! Бедная Неточка!
Факт сидим стих читаем
Найс на уроке
Емае, удалите это, не хочу читать!!!!!!!
Очень интересный рассказ
а чо так мало. Всё обрывается на самом интересном моменте. я такая «как интересно, а что же будет потом с неточкой» и вдруг рассказ заканчивается. грустно😔🍍
Мы тож будем читать на родной литре
Вы тоже читаете это на род. литературу?)
ох да…. спасите
это величайшее произведение!!!
Конечно)
это уже традиция
жиза, вот сейчас читаю
Наконец-то нашла что летом надо прочитать, люблю короткие рассказы 😼
Тоже читаем на родной литературе
Читаем на родной лит-ре ?
Самый крутой текст,ученики заценили
тут чтения на 5 минут что все стонут?
Некоторые вообще читают краткий пересказ
Есть пару ошибок, но произведение очень завлекает
тут отзывов больше самого рассказа
честно, читали с классом (да и другие возможно тоже). но с комментариев просто стает шок либо смех.
А так произведение хорошее, но есть и две ошибки. без них было бы лучше. :’)
Блин , а мне понравилось
Бред
ааа люди, какая тема
Что за бред, 8 «Г» на связи
Нудный, но такой маленький это хорошо ех ехх (я это хотел сказать)
Сижу на уроке щас сидела читала меня спросили половину не поняла
Суть было в том, что делая свой первый шаг в творчестве люди часто его отвергают, из-за чего теряются очень талантливые люди. Неточка впервые написала стихи, возможно она могла бы стать великим поэтом. Но мы видим, как из-за окружающих её мечта рушится, после чего она клянётся больше никогда не писать стихи.
в будущем такая ситуация произойдёт с рэпом (или сейчас происходит)
Норм.
Ну как это читать мне не нравится
Слишком длинно сделайте короче оставьте только главное
Оно и так маленькое, куда тебе ещё меньше?
слишком короткое
На фанфик похоже
Согласна ?
Данное произведение можно считать рофлом над фикрайтерами, ибо большая часть из них безграмотны и допускает грубые ошибки
Я один дома это прочитал?
произведение очень классное мне понравилось
Это не произведение это пипец, не хочу читать ???
Читаем на уроке,лайк??
Мы тоже на уроке читаем?
Читаем на уроке ?
Мы тоже читаем на уроке?
Прикиньте мне пересказывать сказали
Хороший рассказ
Фууух, задали читать, думал оно огромное, а оно…Такое маленькое…Пасиба
Так эмоционально….. Мне понравилось.
Читаем с классом чееек ✌?
не плюсую, а умножаю
Бедная девочка, вот ей досталось..
Лол найс на уроке читать
я подготовил этот рассказ и мне нечего делать
Мда мы тоже на уроке читаем
Его все читают на уроке
Читаем на уроке-_-
Мы тоже читаем на уроке
На уроке читаем ?
я чё единственный понял судя по коментам
Нет. Ещё я.
рассказы Лидии Чарской такие атмосферные, обожаю просто
я не хотел читать но меня все заставляют (0_0)
Ничего не поняла?♀️ Мне произведение показалось нескладным
Нужно было хорошо читать.
Если здесь тебе не понятно, прочитай в кратком, может там тебе будет понятно.
ну молодец что сказать, а произведение прикольное?
Там нечего запоминать. Оно слишком маленькое.
А зачем это было прятать от учителя???
Наверняка Неточка стеснялась, ведь это её первые стихи! Я тоже не могу рассказать свои,тоже прячу.
я плакала…..вообще когда читаю ее произведения частенько роняю слезу…..
Думала что учитель поможет ей. Зря думала -__-
Я тоже думала, что он ей может и все закончится хорошо, но нет ?
Рассказ хороший, мне понравился.
Прекрасно!!
Есть ли тут люди которым в школе задали читать рассказ?
На уроке читаем :/
План пересказ + читать+пересказать+родная литература….
Да кстати
нет, нам задали читать и потом будем тест по нему писать, это родная литература
РРЛ вошёл в чат :/
Есть
жиза,но не с тайными стихами.
Прикольно, но у нас 7″А» может поржать с него от Души, и придумать к нему множество приколов, у нас особ таких много, ниче против не имею?
Писать бы автору фанфики…
Отличный рассказ
Хорошая сказка
ржал от душы ахахаха
чушь какая то… посоветовали
Это произведение великолепно, да драма.
ерунда какая-то
эм, ну, не впечатлило. я ожидал полноценный рассказ страниц так на 20;-;
Классный рассказ всем советую
Во – первых, не надо было учителю при всех в классе читать стихи, ведь совершенно понятно, что девочка будет очень сильно переживать по этому поводу.
Во-вторых, подобные «прилюдные порки» часто отбивают все желание к дальнейшему творчеству. И мы читаем о том, что Неточка поклялась больше никогда не писать стихов.
Но с другой стороны Нета могла сорвать урок
Таким образом, я считаю, что учитель должен был поддержать Нету и помочь ей оформить свои стихи грамотно и более поэтично..
НУ ВРОДЕ НОРМ
Я вообще не хотел читать но меня заставили(•_•)
очень хороший рассказ
Но я ожидала большего
Норм, не большой, класс
Классный рассказ и советую прочитать) для 5-8 класса пойдёт
В чем смысл скажите плз
Девочка сочинила стих(но это пока был её секрет)и хотела кому-нибудь об этом сказать.Но подруга, которой она сказала про стих прокритиковала и Неточка обиделась.На русском она так увлеклась чтением стиха, что не заметила учителя.Он забрал её стихи и прочитал всему классу.Ей было стыдно.Она поклялась, что больше никогда не напишет ни один стих.
Норм
не советую к прочтению.
Прикольный рассказ…
Для 8 *Б*
Да я уже в 8 классе понимаю, что бред какой-то)
Ты в 8, а
Я в 6 и мы это читаем
Я тоже в 6
6й класс
нормалек рассказик!!!
Окей класс
?
Нормасик
Очень хороший рассказ
супер
супер
очень замечательный рассказ
Рассказ хороший,мне очень понравилось
Одно дело прочитать , другое сочинение написать на всякую сказку.
Рассказ к конечно хороший, но вот 8’г’
Состоит из диких звэрей
поржал от души
норм рассказик)
Да ну