Однажды в середине недели учительница Татьяна Ивановна вошла в класс и жестом призвала своих учеников к порядку.
— Ребята, у нас в школе звонки сегодня не дают, что-то сломалось. Поэтому мы рассаживаемся по своим местам и потихонечку начинаем работать. Мы с вами, ребята, сегодня будем рисовать и обсуждать работы друг друга, — объявила Татьяна Ивановна своему второму «Б». Класс одобрительно загудел. Рисовать и обсуждать – это они любили.
— Будьте внимательны и точно выполняйте мои инструкции.
Татьяна Ивановна достала из сумки и поставила на своём столе большой будильник с часовой и минутной стрелкой.
– Рисуем школьный двор. Следите за временем. Ровно через три четверти часа вы должны сдать мне работы, и тогда я скажу, что мы будем делать дальше.
И Татьяна Ивановна, оставив ребят в некотором недоумении, углубилась в заполнение журнала.
— Три четверти часа – это сколько? – шёпотом спросила Лена у Кати.
— Наверное, это три или четыре минуты… Я не знаю точно, — также шёпотом ответила Катя и повернулась к Пете. – Петя, ты не знаешь, что такое три четверти часа?
— Что такое четверть, вроде бы, в учебнике математики написано было. Вот, точно: чтобы найти четверть от числа, надо разделить его на четыре. А как же час на четыре разделить? Будет четыре часа, что ли?
— Нет, в часе шестьдесят минут, я в рабочей тетради позавчера задание делал и запомнил, — вмешался в их спор Вася. Значит, надо шестьдесят разделить на четыре… Но мы же не умеем такие числа делить…
— Я нашла! – радостно вскрикнула Катя, всё это время рывшаяся в учебнике математики. Крикнула так громко, что Татьяна Ивановна подняла глаза от журнала и укоризненно покачала головой. – Четверть часа – это пятнадцать минут!
К такому же выводу пришли, очевидно, и остальные ребята, и теперь усиленно вычисляли, сколько же минут в трёх четвертях часа. Потом они столь же бурно обсуждали, какая из стрелок – короткая или длинная – является минутной и, наконец, приступили к рисованию школьного двора. Им пришлось нелегко, потому что пришлось следить за временем, но по истечению сорока пяти минут работы лежали на столе у Татьяны Ивановны. Она одобрительно кивнула ребятам и отпустила их на перемену, сама же принялась расставлять работы на доске. Через несколько минут, отдохнув, дети вернулись в класс и расселись по местам, приготовившись обсуждать работы друг друга.
— Давайте выберем самую красивую работу, — предложила Татьяна Ивановна, и ребята стали внимательно рассматривать рисунки. Конечно, каждый из них мог утверждать, что его работа лучшая, но тогда самый красивый рисунок выбрать было бы невозможно. Поэтому ребята молчали. Наконец, Лена подняла руку.
— Мне кажется, самый красивый рисунок тот, который красками раскрашен, — указала она на одну из работ. Татьяна Ивановна кивнула, принимая её мнение. Она любила, когда её ученики объясняли свой выбор.
— А мне нравится вон тот рисунок, где дерево и угол дома нарисованы, — высказался Петя. – Дерево такое… Одинокое, грустное. Красиво.
— А мне кажется, — вдруг подал голос Алёша, и все удивились, потому что Алёша был молчуном и редко что-то говорил на уроке по своей воле, — что самый красивый рисунок – вот этот, крайний слева.
— Почему? – подбодрила его Татьяна Ивановна.
— На нём мусорные контейнеры нарисованы…
Его ответ потонул в хохоте ребят. А Татьяна Ивановна не засмеялась и внимательно стала рассматривать остальные рисунки.
— Действительно… А ведь никто из вас, ребята, кроме Кати, не нарисовал мусорные контейнеры, хотя они стоят во дворе школы. Почему? – задала она ребятам вопрос.
— Да ну… Они некрасивые, — растягивая гласные буквы, поморщилась Лена.
— Неправда, — тихо возразила Катя. — Они яркие, разноцветные, новые. А, главное, теперь в школьном дворе и во всех дворах вокруг чисто.
В классе зашумели. Ребята заспорили, надо ли рисовать мусорные контейнеры. С одной стороны, без них рисунок неточный, но, с другой стороны, мусор – разве это тема для рисунка. Некоторое время Татьяна Ивановна позволила им пошуметь, разрешив выйти на минутку тем, кому это было нужно.
— А вы знаете, ребята, что у нас во дворе стоят мусорные контейнеры для раздельного сбора мусора? – усадила ребят по местам Татьяна Ивановна, когда они немного успокоились. — На них нарисовано, какой мусор нужно в каждый из них бросать. В одном собирают пищевые отходы, из которых сделают удобрения для полей, в другом – макулатуру и картонные коробки, которые отправят на переработку, чтобы сделать из них новую бумажную продукцию. Отдельно стоит контейнер для пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов, отдельно – для консервных банок. Всё это будет переработано и использовано. Раздельно собранные отходы, ребята, это уже не мусор, а вторичное сырьё. Давайте запишем эту мысль в своих тетрадях, чтобы запомнить.
Татьяна Ивановна убрала с доски все рисунки, кроме Катиного. И ребята списали с доски в тетради по русскому языку: «Раздельно собранные отходы — это НЕ МУСОР, это ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЕ, из которого можно получать нужные нам товары».
— А теперь подведём итоги наших уроков, — Татьяна Ивановна раскрыла журнал. — Первым уроком была математика.
Ребята стали удивлённо переглядываться.
— Ну, — подбодрила их учительница. – Что нового мы узнали на уроке математики, чему научились?
— Что в четверти часа пятнадцать минут, — осенило Петю, и Татьяна Ивановна кивнула ему. Тут и остальные ребята вспомнили, чему научились на уроке математики. Оказалось, они поняли, как определять время по часам, запомнили, что в часе шестьдесят минут, научились делить шестьдесят на четыре, узнали, как находить три четверти от числа – и всё это сами, без помощи учителя. Конечно, Татьяна Ивановна поставила всем по математике «пятёрки». И по русскому языку тоже, потому что все они, кроме Коли, правильно списали с доски предложение. Только Коля не успел дописать, поэтому оценки по русскому языку не получил. И по рисованию тоже всем поставили «отлично». А вот по окружающему миру «пять» получила только Катя, и все ребята согласились, что это справедливо. Ведь, если бы не Катя, они никогда не узнали, что собранные раздельно отходы – это не мусор, а вторсырьё.
Отзывы о сказке / рассказе: