В Москве есть переулок, который называется переулок Васнецова. Входишь в этот тихий переулок, и кажется, будто идёшь по старой — старой Москве. Летом вдоль небольших домов распускаются тополя, зимой лежат сугробы. За дощатым забором стоит дом, не похожий на другие дома переулка. Это потемневший от времени русский терем.
В этом доме много лет жил замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, а дом построен по его плану и рисункам. После смерти художника родные передали дом государству, и теперь это Дом-музей В.М. Васнецова.
Всё в этом доме необыкновенно: рубленые бревенчатые стены, огромные печи с цветными изразцами поверху, простые скамьи, широкие дубовые столы и вокруг – тяжёлые, крепкие стулья; только богатырям сидеть бы на таких стульях, за такими столами.
Здесь много рисунков, картин, которые писал Васнецов в разные годы жизни; много вещей, украшенных резьбой и росписью по старинным русским образцам, стенные часы- куранты с тремя гирями, ларь с фигурной спинкой, образцы старинного оружия – всё это любил и собирал художник долгие годы.
В столовой висит большой портрет Васнецова. Портрет этот написала дочь Васнецова, художница Татьяна Викторовна. Рядом со столовой – большой зал, где часто собирались друзья художника – Репин, Суриков, Поленов, Серов, Шаляпин, Чехов, Горький. В углу – деревянная, очень крутая винтовая лесенка. Подымешься по лесенке – и войдёшь в огромную, залитую светом мастерскую – самую заветную комнату в доме. На стене, у двери, Васнецов углём нарисовал головку девочки; к губам приложен палец. Рисунок этот он назвал «Молчание».
«Искусство рождается в молчании, оно требует долгой, одинокой и трудной работы», — говорил художник. И здесь, в мастерской, он трудился целые дни.
Закончил картину «Три богатыря», которую вы хорошо знаете; задумал и написал «Поэму семи сказок» – семь больших картин: «Спящая царевна», «Баба — Яга», «Царевна — лягушка», «Царевна — Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Сивка — Бурка», «Ковёр — самолёт».
И вот теперь мы тихо идём по его мастерской от картины к картине, от сказки к сказке. И перед нами открывается сверкающий красками таинственный, волшебный мир.
Вот мчится в ступе баба яга, сидит печальная царевна Несмеяна, мчится по небу ковёр- самолёт… А вот в заколдованном царстве спит царевна, спят деревья. Травы, птицы, спят сенные девушки, скоморохи, спит стража. Чудеса подстерегают нас на каждом шагу в этой «Поэме семи сказок, над которой много лет радостно и любовно работал Васнецов.
Но, кроме этих сказок, художник создал ещё много других картин- сказок. Он написал трогательную и поэтическую картину об Алёнушке. Сидит девочка Аленушка на камне у глубокого омута, печально склонила голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась. О чём? Может быть, о своей горькой доле или о бра те Иванушке… Вокруг тёмный лес, желтеют тонкие осинки, неподвижно стоит камыш, по омуту рассыпались золотые осенние листья.
Картина «Алёнушка» висит сейчас в Москве в Третьяковской галерее.
А напротив – «Иван-царевич на сером волке».
В сказках Ивана-царевича зовут по-разному – то это Иванушка- дурачок, то Иван- крестьянский сын, а то и просто Иван-дурак. И всегда это младший сын, всегда над ним смеются старшие братья. Но когда приходит беда, то он преодолевает все препятствия, побеждает всех врагов. Ему удаётся рассмешить Несмеяну-царевну, разбудить спящую красавицу, добыть Жар-птицу…
И всегда его доброе и умное сердце побеждает зло, как солнце побеждает мрак.
Васнецову нравился этот любимый герой народных сказок. Очень нравилась и «Сказка об Иване- царевиче и сером волке». Писал он её с увлечением. Волнуясь, торопясь окончить к выставке. Волка он писал с натуры – ему приводили в мастерскую живого волка. Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они не только смотрели, но слышали, как глухо шумит дремучий очарованный лес, нежно шелестят бледно- розовые кусты дикой яблоньки, шуршат листья под ногами серого волка – вот он, красивый, добрый великан, запыхался; спасает от погони Ивана-царевича и Елену Прекрасную. А на ветке сидят и смотрят на него любопытные птицы.
А вот для того, чтобы увидеть Ивана-царевича на ковре-самолёте с клеткой волшебной Жар-птицы, надо побывать в городе Горьком в Художественном музее. Высоко в небе летит огромная птица ковёр-самолёт, широко распластав крылья. На ковре-самолёте – Иван-царевич. Крепко держит он в руках клетку с Жар-птицей, которая приносит людям счастье. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы. Далеко внизу леса, поля, рек – древняя, прекрасная земля, Родина, которую так любил Васнецов. Но Родина – это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать, как Иванушка- дурачок в сказке.
Когда Васнецов задумал свою картину, ему вспоминались люди, мечтавшие о полётах в небо.
Так одну за другой рассказывал Васнецов народные русские сказки. Сказки эти он знал и любил с самого детства, не расставался с ними всю жизнь. Радостно и беспокойно жили они в его душе, расцвечивая всё вокруг яркими красками.
Однажды он шутя сказал Алексею Максимовичу Горькому:
– Каждый ведь из нас хоть раз побывал на ковре-самолёте, и я тоже был там разок.
– Обязательно, Виктор Михайлович, – ответил Горький. – Без ковра-самолёта жить не стоит. Он горизонты открывает, заставляет восторженней биться сердце…
И, конечно, каждому из нас хотелось хоть раз побывать на ковре-самолёте. Не на волшебном, а на настоящем самолёте, помечтать о полётах на Луну, на звёзды, подумать о том, как старая – старая сказка о волшебном ковре стала настоящей правдой и как всё на свете побеждает смелый человеческий разум.
Отзывы о сказке / рассказе: