Рассказывают также про одного из достойных, что он говорил: «Я проходил мимо школьного учителя, когда он учил детей писать, и увидел, что облик его прекрасен и он хорошо одет. И я подошел к нему, и он встал и посадил меня рядом с собою, и я стал испытывать его в чтении, грамматике, поэзии и языке, и вижу — он совершенен во всем, что от него желательно. И тогда я сказал ему: «Да укрепит Аллах твою решимость! Ты знаешь все, что от тебя требуется!» И потом я вел с ним дружбу некоторое время, и каждый день обнаруживал в нем что-нибудь хорошее. И я сказал себе: «Поистине, удивительно ожидать это от учителя, который учит детей, а ведь разумные сошлись на том, что недостает ума у тех, кто учит детей». И я расстался с учителем и каждые несколько дней навещал его и заходил к нему. И однажды я пришел к этому учителю по привычке посещать его и увидел, что школа закрыта. Я спросил его соседей. И они сказали мне: «У него кто-то умер». И тогда я подумал: «Нам следует его утешить». И я пошел к его воротам и постучал, и ко мне вышла невольница и спросила: «Что ты хочешь?» — «Я хочу твоего господина», — отвечал я. И невольница сказала: «Мой господин сидит один и горюет». -»Скажи ему: «Твой друг, такой-то, просит пустить его, чтобы утешить тебя», — оказал я. И невольница пошла и рассказала об этом учителю, и тогда тот сказал ей: «Дай ему войти!» И она позволила мне войти, и я вошел к нему и увидел, что он сидит один, с повязанной головой, и сказал: «Да увеличит Аллах твою награду! Это путь, неизбежный для всякого, и тебе следует быть стойким. Кто у тебя умер?» — опросил я его потом. И он сказал: «Самый дорогой для меня человек и самый любимый». — «Может быть, это твой отец?» — спросил я. «Нет», — отвечал учитель. «Твоя мать?» — спросил я. И учитель сказал: «Нет». — «Твой брат?» — спросил я. «Нет», — отвечал учитель. И я спросил: «Кто-нибудь из твоих близких?» — «Нет», — отвечал учитель. «Какая же у тебя с ним связь?» — спросил я. «Это моя возлюбленная», — отвечал учитель. И я подумал: «Вот первое доказательство его малоумия!»
А потом я сказал ему: «Найдется другая, лучше ее». И учитель ответил: «Я не видел ее, и не знаю, будет ли другая лучше ее, или нет». — «Вот и второе доказательство», — подумал я и спросил: «Как же ты влюблен в ту, кого не видел?» — «Знай, — отвечал учитель, — я сидел у окна, и вдруг по дороге прошел человек, который пел такой стих:
«Умм-Амр [416] (да воздаст тебе Аллах своей милостью),
Верни мою душу мне, куда б она исчезла…«
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Четыреста третья ночь
Когда же настала четыреста третья ночь, она сказала: «Дошло до меня, о счастливый царь, что учитель говорил:»И когда человек, проходивший по дороге, пропел стих, который я от него услышал, я сказал про себя: «Не будь эта Умм-Амр бесподобна в нашем мире, поэты не воспевали бы ее». И меня охватила любовь к ней. А через два дня этот человек прошел мимо, и он говорил такой стих:
«Ушел и осел, Умм-Амр он увел с собою;
Назад не пришла, осел не вернулся тоже«.
И я понял, что она ушла, и опечалился, и прошло уже три дня, как я горюю«.
И я оставил его и ушел, убедившись в его малоумии.
Отзывы о сказке / рассказе: