Учительница второго класса «Б» Татьяна Ивановна очень не любила, когда дети опаздывали в школу.
— Если ребёнок опоздал в школу — это ваша вина, — ругала она родителей на родительском собрании. – Вставайте раньше, чтобы он успевал вовремя собраться. Вы же, наверное, на работу не опаздываете и приходите умытые и чисто одетые, почему же дети у меня порой прибегают в класс со звонком? Это нехорошо!
Родители опускали головы и обещали вставать раньше. Они не хотели краснеть за своих детей. Поэтому ученики второго «Б» почти никогда не опаздывали в школу. И когда однажды весенним утром Алёша несмело постучал в дверь класса, все ребята затаили дыхание в ожидании того, что же скажет их однокласснику Татьяна Ивановна. Ведь звонок прозвенел ещё десять минут назад.
— Здравствуй, Алёша, — сказала Татьяна Ивановна, внимательно взглянув на своего опоздавшего ученика. – Садись на своё место и включайся в работу, а на перемене подойдёшь ко мне и объяснишь своё опоздание.
Алёша молча кивнул и прошёл на своё место. Учительница продолжила урок, поглядывая иногда обеспокоенно на Алёшу. Конечно, она волновалась, не случилось ли с ним чего-нибудь по дороге в школу. Когда урок закончился и ребята записали в дневниках домашнее задание, Татьяна Ивановна отпустила всех на перемену, а Алёшу оставила в кабинете. Ребята стояли под дверью, гадая, будет ли учительница ругать их провинившегося одноклассника. Но в кабинете было тихо. Немного погодя дверь открылась, выпуская Алёшу на перемену.
— Ну, что, сильно ругалась она? – шёпотом спросил Петя, кивая на дверь кабинета.
Алёша отрицательно помотал головой, оставив ребят недоумевать. Все знали, что Алёша молчун, и из него слова не вытянешь. Но на следующем уроке всё разъяснилось. Едва начался урок, Лена подняла руку.
— Татьяна Ивановна, можно спросить? А почему вы Алёшу за опоздание не ругали? Вот если бы я опоздала, вы бы обязательно позвонили маме и пожаловались на меня.
Ребята замерли в ожидании ответа учительницы. Катя даже глаза округлила – ох, Лена, что творит. Самой Татьяне Ивановне замечания делает. Татьяна Ивановна тоже заметно недовольна была тем, что Лена так с ней разговаривает. Но на вопрос она ответила.
— Ты, Лена, не завидуй. Зависть – плохое чувство. А Алёша опоздал по уважительной причине. По какой – пусть он сам нам расскажет.
Алёша покраснел, чувствуя, что на него все смотрят, и встал у своей парты.
— Я помогал ручейку, — объяснил он тихо. – Снег растаял, и у тротуара побежал ручеёк. Я шёл и смотрел на него. А потом я увидел, что мусор, который ручеёк нёс с собой, в одном месте застрял и получился затор. Я достал из сумки пакет, собрал в него мусор и отнёс его в урну, чтобы ручеёк мог бежать дальше. А потом я пришёл в школу и мыл руки, потому что они испачкались. Поэтому я опоздал.
— Ничего себе – уважительная причина, — не унималась Лена. – Он играл на улице и в школу опоздал, а вы его за это хвалите, Татьяна Ивановна.
— Есть вещи, которые важнее учёбы, Лена, — объяснила девочке Татьяна Ивановна. – Например, чисто вымытые руки. А Алёша не играл. Если бы он оставил мусор лежать на месте, то забился бы водосток, в который стремился убежать ручеёк. Весной забитые водостоки – очень большая проблема в городе. Если бы каждый из нас каждый день расчищал водосток рядом со своим домом, город весной был бы гораздо чище.
— Вот ещё, за других работать, руки пачкать. На это дворники есть, — поморщилась Лена.
— Тебя, Лена, не поймёшь. То игра, то работа. Ты уж определись как-то, — покачала головой учительница. Ребята засмеялись, а Лена надулась от обиды. — А мы с вами, ребята, в ближайшую пятницу на уроке окружающего мира пойдём на экскурсию по нашему микрорайону составлять карту состояния водостоков. И если кому-то из вас, как и Алёше, небезразличен наш город, возьмите с собой полиэтиленовые пакеты и резиновые перчатки, чтобы очистить путь ручейкам. А Лена будет отмечать на карте, в каком состоянии находятся водостоки. Хорошо, Лена?
Татьяна Ивановна погладила Лену по голове, и та украдкой вытерла набежавшие слёзы. Так ребята узнали, что порой помочь ручейку гораздо важнее, чем вовремя придти в школу. Ведь из любого правила бывают исключения.
Отзывы о сказке / рассказе: