1. «В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать […]».
2. «Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво».
3. «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо».
4. «Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего […] «.
5. «Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть».
6. «Когда родители или кто другии их спросят, то должник ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать, что изволите, государь батюшко; или государоня матушка. И не дерзностно отвещать […]. А не смехом делать, яко бы их презирая, и не слушая их повеления и слов […]».
7. «Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое, что достойно, предъявить […] «.
8. «С духовными должны дети везде благочинно, постоянно, учтиво и вежливо говорить, а глупости никакой не предъявлять. Но о духовных вещах и о чине их, или духовныя вопросы предлагать».
9. «Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамоти, и ниже дела своего возвеличивая […]».
10. «С своими или с посторонними служители гораздо не сообщайся. Но ежели оньи прилежны, то таких слуг люби […] «.
11. «Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори».
12. «Всегда время проводи в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от этого случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится […]».
13. «Молодой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник […]»
Како младый отрок должен поступать, когда оный в беседе с другими сидит
Когда прилунится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:
В первых обрежь свои ногти, да не явится яко бы оные бархатом обшиты.
Умой руки и сяди благочинно, сиди прямо, и не хватай перьвой в блюдо, не жри как свиния, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси.
Первой не пии, будь воздержан, и бегай пиянства, пии и яждь сколько тебе потребно, в блюде будь последний.
Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому, и возблагодари ему.
Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцом, и не пий пока еще пищи не проглотил.
Не облизывай перстов, и не грызи костей, но обрежь ножем.
Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба приложа к грудям не реж, еш что пред тобою лежит, а инде не хватай.
Ежели пред кого положить хощешь, не примай перстами как некоторые народы ныне обыкли.
Над ествою не чавкай, как свиния, и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают крестьяне.
Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже.
Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. Когда перестанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и лице, и выполощи рот.
Отзывы о сказке / рассказе: