Второклассник Коля был, в сущности, неплохим человеком. Не злой, не глупый, не плаксивый, как некоторые из его одноклассников. Но в жизни ему не везло. Просто он всё, что ему говорили, слишком буквально понимал. Однажды, когда он был совсем ещё маленьким дошколёнком, он спас своего друга Витю от змеи – им ведь рассказывали в детском садике, что укус ядовитой змеи может убить небольшое животное или даже человека. Кто же знал, что змея окажется неопасным ужом! Витя же вместо того, чтоб Колю поблагодарить за заботу, рассердился на него и с тех пор перестал с ним дружить. А других друзей у Коли и не было. Теперь он дружил только со своей бабушкой. А недавно учительница Татьяна Ивановна на уроке по окружающему миру велела всем детям сделать плакаты о том, что надо беречь полезные ископаемые, чтобы всем на много лет электричества, произведённого на теплоэлектростанциях, хватило. Коля сделал очень красивый плакат, но ребятам он почему-то не понравился. Они сказали, что на колином плакате ничего про электричество нет, а всё только про нефть. Только Татьяна Ивановна его похвалила и сказала, что у него хороший плакат и из него всем понятно, что нефть надо беречь.
— Но сегодня мы будем говорить не о том, как надо беречь нефть, а о том, как беречь электричество, — сказала она. – Поэтому, Коля, твой плакат мы отложим до другого урока. А сегодня посмотрим, какой плакат об экономии электричества сделала Лена. Она придумала запрещающие знаки и нарисовала их. Видите, ребята, из этого плаката всё понятно: нельзя оставлять включённым утюг, нельзя зря жечь электрический свет, нельзя спать под включённый телевизор, нельзя без взрослых заряжать сотовый телефон…
— Это ещё почему? – испугался Петя, и ребята засмеялись. Все знали, что Петя очень любит играть в сотовый телефон, поэтому он у него постоянно разряжается.
— Потому что моя мама Оля читала, что зарядное устройство от сотового телефона может взорваться, и сотовый телефон самим нельзя в розетку включать, — назидательно пояснила Лена.
Ребята притихли, задумавшись над этой новой для них информацией. Татьяна Ивановна тоже впервые слышала о том, что зарядное устройство телефона может взорваться, но она согласилась с тем, что включать любые приборы в розетку без старших нельзя, и от того, что ты их не включаешь, электричество экономится, и поставила Лене «пятёрку».
— А теперь – домашнее задание, — подвела она итог урока. – Оно у вас на сей раз будет практическим. Сэкономьте как можно больше электричества за неделю и составьте отчёт. Ведите дневник, в который вносите все ваши поступки, которые помогли беречь электроэнергию.
Прозвенел звонок, и ребята дружной гурьбой отправились из школы домой беречь электроэнергию.
Учились ребята во вторую смену, поэтому уже смеркалось, когда Коля пришёл домой. В подъезде тускло горела одинокая лампочка. Поднявшись по лестнице, Коля встал на цыпочки и нажал кнопку выключателя.
– Это будет раз, — с удовольствием отметил он, загибая палец, и поспешил домой, чтобы сделать в дневнике запись о том, как он бережёт электричество. Дома он хотел скорее рассказать бабушке, какое им интересное дали задание по окружающему миру, но бабушка Екатерина Николаевна спала. Поэтому Коля ещё немного поэкономил электричество, а потом включил телевизор и надолго забыл обо всём, кроме приключений Губки Боба. От просмотра мультфильма его отвлёк гневный голос бабушки:
— Это зачем же ты, вредитель, холодильник отключил? Полная кухня воды! С чего это ты решил его размораживать?
— Я электричество экономил, — растерянно объяснил Коля.
Тут с лестницы раздалось сердитое ворчание соседа по площадке Евгения Сергеевича:
— Опять в подъезде света нет! Темно, хоть глаз выколи. Екатерина Николаевна, у вас свет есть дома? Неужели опять лампочка перегорела?
— Евгений Сергеевич, это я свет выключил, — объяснил Коля, выбегая на площадку. – Нам задание в школе дали экономить электричество, а в подъезде никого не было, и свет горел, я его и выключил.
— А соседей уважать вам в школе не давали задания? – всё ещё продолжал сердиться Евгений Сергеевич. – Почему я должен, придя с работы, по лестнице на ощупь подниматься?
Коля понуро молчал.
— И холодильник отключил. Вредитель и есть, — подлила масла в огонь колина бабушка. – Все продукты испортились, наверное!
— А вам в школе разве не объяснили, как экономить электричество? – удивился Евгений Сергеевич.
— Наверное, объяснили, только я не всё слушал, — честно признался Коля. – Я думал, надо просто везде свет выключать.
— Надо быть внимательнее, Коля. Свет в подъезде по вечерам обязательно должен гореть, иначе кто-нибудь может споткнуться и упасть. Электроприборы не только включать, но и выключать из розетки без взрослых нельзя. Так и до беды недолго, — пояснил Коле Евгений Сергеевич.
— А если утюг увидел включённый, тоже выключать нельзя? Пожар ведь будет! – возразил ему Коля.
— Надо звать взрослых. Без них – нельзя, — строго ответил Евгений Сергеевич.
— Как же тогда электричество экономить? – уныло спросил у него Коля.
— А вот как, — вмешалась подошедшая Екатерина Николаевна. – Уроки делать не в десять часов вечера при свете электрической лампы, а с утра при дневном свете.
— Так это ведь вставать рано утром придётся, — расстроился Коля.
— Да, Коля. Беречь электричество не так-то просто. Но зато за каждый сбережённый киловатт страна тебе «спасибо» скажет, — утешил его Евгений Сергеевич.
Коля исподлобья посмотрел на него, не шутит ли. Но сосед был серьёзен. И Коля вдруг понял, что, хотя он всё сделал неправильно, взрослые уже не сердятся на него.
— Бабушка, ты мне подскажешь, как правильно беречь электричество? – спросил он у Екатерины Николаевны. Бабушка кивнула, и они вместе записали в дневнике: выключил за собой телевизор – раз, школьную форму аккуратно носил, чтобы каждый день гладить не приходилось – два, чайник электрический лишний раз включать не стал, он и так горячий – три. Вот какая у Коли с бабушкой экономия электроэнергии вышла.
Отзывы о сказке / рассказе: