Владимир Короленко — У казаков

Глава VIII

Крепостная деревня. — Наемка в Ташлинской станице. — Ночлег на Вазу. — Обратные переселенцы. — Стачка косцов и смиренный мужичок. — Бабушка Душарея. — Граница. — Городище. — Летучка

Казачий строй принято считать безусловно противником крепостного права. Однако рабство давно уже просачивалось на вольные степи. Старшинская партия сложилась в крепкую аристократию и вскоре у старшин явились свои «дворовые люди». Первоначально они комплектовались из пленных инородцев или из «киргизских полонянников», выбегавших из степи к уральским форпостам. Впоследствии же, входя постепенно во вкус, старшины стали обращать в «дворовых» также и русских людей, бежавших на Урал от одной крепостной зависимости и попадавших в другую. В уральском архиве сохранилось немало дел о насильственном захвате богатыми казаками даже приезжих из соседних губерний крестьян и женок, а когда такие полонянники пытались убежать с «вольного Яика» на родину, — их уже ловили на степных дорогах казачьи команды и водворяли к «владельцам».

Казачья масса косилась на это явление, — казакам нужно было нанимать беглых за себя в дальние походы. Поэтому старшины населяли «дворовыми» дальние хутора на верховьях степных речек и не занятые никем углы степи.

Особенно широко насаждал эту форму крепостного права Мартемьян Бородин. У него на истоках Иртека и Киндели, на сырту было много хуторов, населенных уже настоящими крепостными, которые сторожили его табуны и рабьими руками распахивали вольные степи. Сын Мартемьяна, Давид, уже покупал на свод целые деревни и селил их на землях слабой и независимой Илецкой общины…

Таким образом основался Бородинский поселок, жителей которого выиграл в карты Давид у какого-то помещика в России… Казачья совесть сурового атамана, по-видимому, и сама плохо мирилась с этим рабством: перед смертью он освободил всех своих крепостных и добился причисления их в казаки… Таким образом, вместе с новой станицей, примежевывался к уральским землям большой кусок илецкой степи, когда-то занятой временно Давидом Бородиным.

Проехав широкие, залитые лунным светом улицы огромной и, по-видимому, цветущей станицы, — мы остановились у ворот обширного постоялого двора. Ворота были отворены, хозяин собирался на мельницу с новым хлебом. Посередине двора стоял столик, на котором кипел самовар, приготовленный для уезжавших.

Это было очень кстати, и мы сели за стол вместе с хозяевами. Казаки были веселы, и весь двор, освещенный луною, был полон радостного оживления. Хлеб в этом году уродился отлично, собрать его удалось вовремя и притом очень дешево.

— Почем платят косцам в Уральске? — спросил у нас хозяин и, узнав, что цены там стояли от 15 до 20 рублей и даже выше, — весело улыбнулся и сказал:

— А у нас по десяти.

— Ташлинский атаман такую цену сделал, — прибавила радостно хозяйка. — «Наемка» у нас нынче отличная…

«Наемка» в этих степных местах — это настоящая военная кампания, где интересы нанимателя и работника становятся лицом к лицу в совершенно откровенных формах. Целые армии косцов сходятся в нескольких пунктах: к Уральску, в Таловую (на границе Самарской губ.) и в Ташлу. Рабочие, сойдясь, прежде всего пытаются организоваться, чтобы поднять цену. Для этого иногда артели жнецов приносят все серпы и косы в одно место и выдают их только при найме на известных условиях. Первые дни обе воюющие стороны крепятся, измеряя взаимные шансы, и порой дело доходит до формальных побоищ. В тот год под Уральском произошли крупные столкновения между рабочими русскими и киргизами (сбивавшими цены). В Таловой победу одержали рабочие, поднявшие цену до 20 рублей; в Ташле, наоборот, рабочая армия потерпела решительное поражение.

— Мужикам, конечно, обидно, — радостно говорила казачка: — а для казаков хорошо. Косцы сошлись в Ташлу и говорят: хлеб ноне у казаков дюже сильный, давайте, ребята, дешевле 25-ти не наймоваться. На том и стали. Кто, может, и хотел бы наняться, не смеет. Ну, станичный атаман собрал полевых казаков и говорит: «дуйте их, дураков, нагайками. Что на них смотреть». Потом стариков-то, которые посмирнее, отделил, а остальных, говорит, гоните вон из станицы. «Вы, говорит, наше место поганите, хозяев огорчаете, не хозяева к вам идут, вы к казакам пришли. Хлеб за брюхом не ходит»… Ну, смирные-те мужики и пошли наниматься. Тут опять казаки сговорились: не давать больше десяти. Тем опять же деваться некуда: пришли работать, не назад идти. Так и стали наймоваться…

Мне вспомнились усталые и озлобленные косцы, которых мы встретили в Кирсанове… Говорят «цены строит Бог». На этот раз ташлинский атаман устроил их, хотя и не совсем по-Божьему, но с большим успехом…

— А где вы ляжете? — спросила у нас хозяйка. — Ночь-то вон какая тихая, да теплая… Ложитесь на базу.

Мы, разумеется, согласились. Хозяин с возами уехал, широкий двор опустел. Луна поднялась высоко и осветила избы поселка. Прямо перед нами, над обрезом соседнего «база» вся в месячных лучах стояла стройная церковка. Огни в окнах станичных избушек гасли.

Я долго стоял на плоском базу, оглядываясь на затихавшую станицу, и в моем воображении проносилось своеобразное прошлое ее обитателей, занесенных Бог весть откуда на эту окраину и здесь по капризу сурового казачьего атамана неожиданно нашедших казачью волю…

Наконец, я улегся на душистом сене. Звездное небо все искрилось и сыпало падучими звездами… Необыкновенно яркий метеор с огнистым хвостом, прорезавший небо от самого зенита, — остался в моей памяти последним впечатлением этого вечера…

Наутро я проснулся раньше моего товарища… Было свежо. Небо побледнело, солнце подымалось из-за гряды облаков, ночевавших где-то на далеком степном горизонте. Казачки доили коров и выгоняли их в поле. Наша лошадь напоминала о себе тихим и ласковым ржанием…

Когда, напоив ее, я вернулся с берега Урала, в нашем дворе оказались новые посетители, на распряженном возу сидели, свесив ноги и головы, четыре мужика, — два старика и двое молодых. Вид у них был раздумчивый и печальный.

— Откуда Бог несет?.. — спросил я.

— Астраханские, а идем с переселения…

— Что же так?

— Да так… Дома-те плохо, да и там не лучше…

— Земля плохая?

— Земля, видишь ты, ничего бы, — ответил медленно старик, — земля гожа, вода близко и луга хорошие, потные… Морозом когда хлеб побьет, ну не часто. Кормиться бы можно.

— Так что же?

— Далеко, дорог нет никуда. За Орск это и дальше, за Кустанай. До железной дороги четыреста верст, до Петропавловска тоже далече, базаров нет, в город не доехать…

— Сыт будешь, а ходи нагой и босой… Куда с хлебом денешься? — пояснил другой.

— Нам один человек говорил: вам, старики, добра уж тут не видать при своей жизни, а дети счастливы будут, когда проведут железную дорогу… А когда ее проведут? Ну мы и повернулись…

— А не надо бы, — опять говорит молодой. У него жизнь впереди, и он не прочь подождать счастья на новых местах…

И опять они сидят, свесив головы, четыре русских человека на распутье между постылым настоящим и неопределенным будущим… А пока что, они тоже работали у казаков.

Хозяева сказали мне, между прочим, что в Бородинском поселке, при австрийской моленной доживает свой век «баушка Душэрея» (своеобразное изменение имени Авдотья), старуха ста десяти лет от роду. Она уже ослепла, но сохранила память и порой бывает очень разговорчива.

Мне захотелось посетить старуху. Разыскав моленную, я вошел в сени. Все ставни были наглухо закрыты. На меня пахнуло запахом масла и ладана, и вначале я не мог ничего рассмотреть в темноте. Через некоторое время, однако, перед привыкшим взглядом замелькали блестками в глубине просторной избы иконные ризы, налой, паникадила…

Рядом со мной, на лежанке в сенях что-то зашевелилось, и старый голос, точно шелест листьев на дереве, спросил:

— Ты, Никитушка? Принес, что ли?

Я разглядел на лежанке, под стенкой, рядом со мной какое-то существо, маленькое, сгорбленное, незаметное.

Старуха пряла, и веретено в ее руках тихо жужжало и стукалось об пол.

— Нет, бабушка, это не Никита. Я — чужой человек, — ответил я, наклоняясь к ее уху.

— Чужой? — спросила она, как будто встрепенувшись. — Что же тебе, чужому, надо? А?.. Ну-ну, — продолжала она, когда я по возможности ясно сказал, что я приезжий, слышал о ней, и хотел бы побеседовать о старых годах.

К сожалению, беседа не удалась. Я попал в минуту, когда старая память потускла и работала, как испорченная шарманка. Какие-то клочки воспоминаний, бессвязные и отрывочные, вспыхивали и тотчас же гасли, а речь переходила в малопонятный шепот…

Я узнал только, что «барин (так она называла Давида Бородина) купил их «по-смерть». Жить было трудно. Барщина была… Нынче вот народ балованный: беременные бабы — уже они и не работницы… А прежде беременные бабы кирпичи таскали… Еще лучше, говорит: положи на брюхо десяточек, и неси… хо-хо… Да, положи, говорит, ничего!..

Она засмеялась, покачала старой головой и прибавила со вздохом:

— Трудно было, дитятко… Управители строгие, работа чижолая… Даст, знаешь, три пудовки… а чистили руками в ступах… Вот, знашь, раз этак-ту… Молоденька я была…

Она зашептала что-то. Все медленнее и тише, потом только кивала головой… Бледные губы шевелились без звуков…

— А откуда, бабушка, Бородин привел крестьян? — спросил я громко.

— А? Что? Ты все здесь? Откуда крестьяне? Да разные народы были. Раз вот ерзалов пригнал… И баяли не по-нашему, по-ерзальски [Ерзя — мордовское племя, живущее в Арзамасском уезде Нижегородской губернии.].

Она опять смолкла. В темноте моленной водворилась жуткая тишина. Веретено с тихим жужжанием вертелось в привычной руке и стукалось об пол. Бабушка Душарея опять забыла обо мне; но ее память, как заведенная машина, продолжала выбрасывать клочки бессвязных воспоминаний.

— Молоденька я была… молоденька, молодешенька… — слышалось мне в этом неразборчивом шепоте…

Я вышел, не прощаясь с нею, из моленной и невольно зажмурил глаза на светлой улице, где уже ждал меня Макар Егорович с тележкой…

В версте за Бородинским поселком дорогу пересекает большой овраг — крутая ростошь и вскоре за ним начинается илецкая граница. Несколько маров, леса, перелески. Среди них — речки Заживная и Кош пробираются к Уралу. Третья речка — Голубая — падает в Урал на другой стороне. Среди зарослей теряются где-то невидные с дороги древние городища. Одно предание называет Кош-Яицким городком, другое — Голубым городищем. Тут будто бы сидела когда-то Марина Мнишек со своими казаками. Но это, кажется, неверно: убежище Маринки было в низовых Урала.

Эта часть реки с лесами и речками, очень удобная для «перелаза» — служила как бы воротами для орды. Они посылали вперед разведчиков узнать, нет ли засады, и спрашивали у них: «Кош аман», — то есть свободна ли дорога? На засады натыкались часто, и «много тут в лугах истлело киргизских костей»…

Мы миновали ростошь и ехали уже по илецкой земле, когда за нами послышался частый топот. В клубке пыли нас обскакал верховой казак… Он был в одной рубахе, босой и скакал, сломя голову… Невдалеке от нас из тороков у него свалился армяк. Казак заметил это, повернул коня и, не слезая, поднял с земли армяк.

— Летучка, что ли? — спросил Макар Егорович.

— Стафета, Иван Иванычу…

Летучка — особый вид почты. Гонец мчится от поселка к поселку, порой даже на неоседланной лошади. Еще недавно к пакету, препровождаемому таким образом, прикреплялось перо, как эмблема быстроты. В данном случае какое-то начальственное распоряжение догоняло Ивана Ивановича Иванаева, войскового агронома, проехавшего на заре через Бородинский поселок…

Опять частый топот копыт из облака пыли… И летучка скрылась за небольшим увалом.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Понравилась сказка или повесть? Поделитесь с друзьями!
Категории сказки "Владимир Короленко — У казаков":

Отзывы о сказке / рассказе:

Читать сказку "Владимир Короленко — У казаков" на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.